Авторское право в интернете — ответственность за нарушение

Ассоциация книгоиздателей России

Член Международной ассоциации издателей IPA

Конкурс АСКИ «Лучшие книги года»

27 августа 2019

Нарушение авторских прав в Интернете. Проблемы доказательства плагиата в Интернете

В связи с подготовкой к Чемпионату мира по футболу FIFA 2018 в России при поддержке Европейским Союзом и реализуемый компанией IBF в Москве 27-28 марта был проведен семинар по теме «Борьба с контрафактом и пиратством в сфере нарушения прав интеллектуальной собственности в интернете».

Выступление Елены Галустян, советника по правовым вопросам «АСКИ», члена Комитета по авторским правам IPA:

Нарушение авторских прав в Интернете. Проблемы доказывания плагиата в Интернете.

Присвоение авторства (плагиат) является самой древней формой нарушения авторских прав.

Плагиат – умышленное присвоение авторства на чужой результат интеллектуальной деятельности, предусматривающее уголовную, административную и гражданскую ответственность за нарушение авторских и изобретательских прав. Плагиат может выражаться в форме 1) копирования чужого произведения и выдачи его за свое; 2) незаконного опубликования чужого произведения под своим именем; 3) копирования части произведения – нарушения правил цитирования, если цитирование вообще допустимо для данного вида объекта авторского права.

Понятно, что без цитирования было бы невозможно развитие науки, однако соблюдение правил цитирования – это не только этическая норма, но и защита имущественных и неимущественных прав создателя результата интеллектуальной деятельности.

Плагиат трактуется как разновидность нарушения авторского права – права, которое регулирует правоотношения, связанные с созданием и использованием (изданием, исполнением, показом и т.д.) произведений науки, литературы и искусства, т. е. результатов творческой деятельности людей в этих областях.

В РФ действующее законодательство предусматривает достаточно строгие меры ответственности, применяемые к нарушителям авторских прав.

В соответствии со ст. 146 УК РФ, плагиат – уголовно наказуемое деяние. Кроме того, устанавливается, во-первых, административная ответственность в соответствии с КоАП, во-вторых, гражданская, в соответствии с ГК РФ, в частности ст. 1301.

Несмотря на жесткие меры ответственности, установленные законодательством, нарушителей авторского права это не останавливает. Как нам представляется, такое происходит по двум причинам. Первая – это низкая правовая культура, вторая – недостаточно эффективно работающий принцип неотвратимости наказания. Если первую причину можно нивелировать превентивными мерами, повышая уровень правовой культуры, то вторую – только путем совершенствования законодательства.

Плагиат в Интернете – это незаконное использование контента: текстов, изображений, фотографий, видео- и аудиопроизведений полностью или частично, т. е. присвоение авторства на результат интеллектуальной деятельности (ст. 1265, 1267 ГК РФ).

Авторство является важнейшим личным неимущественным правом, от которого производны все остальные авторские правомочия – как имущественные, так и неимущественные.

Владельцу контента принадлежит авторское право, и в соответствии с законодательством РФ только правообладатель может использовать данный контент и распоряжаться им.

Создать оригинальный контент достаточно сложно и дорого, так как это требует временных затрат и определенных навыков. Нарушители, особо не утруждая себя, нелегально копируют оригинальный контент и иные данные того или иного сайта, а иногда копируют сайт полностью и выдают за свой.

Интернет – общедоступное информационное пространство, но это вовсе не означает, что вся информация, к которой имеет доступ пользователь, не охраняется и может использоваться свободно.

На практике я часто сталкиваюсь с таким положение дел, когда мне присылают материал на проверку или я даю устную консультацию. Обычно я в первую очередь задаю вопрос: откуда получен данный материал (информация)? И получаю ответ: из Интернета, поскольку он находится в свободном доступе. И тут возникает проблема. Пользователи Интернета путают понятия «свободный доступ к объекту интеллектуальной деятельности в жизни» и свободный доступ в Интернете.

С появлением и функционированием Всемирной (Глобальной) сети у некоторых ее пользователей возникает иллюзия, что поскольку она общедоступна, то и ее контент никому не принадлежит, что совершенно неверно. Публикация в Интернете отличается от публикации в журнале или другом издании только формой, носителем информации. И в том и в другом случае имеется автор, который создал в результате своего интеллектуального труда произведение. Присвоение чужого труда и получение выгоды за этот счет или, может быть, и не получение никакой материальной выгоды является нарушением закона независимо от того, на каком носителе опубликована информация.

Несмотря на то, что право проставления знака копирайта у нас принадлежит правообладателю, но не является его обязанностью, я бы не стала недооценивать значимость знака копирайта хотя бы по причине, что иногда это может остановить человека от возможности незаконного копирования.

Наравне с плагиатом, т. е. копированием чужого результата интеллектуального труда частично или полностью, часто встречается нарушение авторских прав в виде незаконного использования произведения (контента) способами, указанными в ст. 1270 ГК РФ, в частности, путем переработки. И доказать на практике такое нарушение бывает очень сложно.

Права и обязанности в сфере интеллектуальной деятельности регулируются, если это авторское право, гл. 69, 70 ГК РФ.

Что касается регулирования прав и обязанностей в Интернете в части авторских прав, то здесь преимущественно применяется Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 24 ноября 2014 г. № 364-ФЗ .

В указанном законе достаточно подробно прописан алгоритм действий правообладателя в случае установления факта нарушения авторских прав – как в судебном, так и во внесудебном порядке.

В частности, ст. 15.2. «Порядок ограничения доступа к информации, распространяемой с нарушением авторских и (или) смежных прав» регулирует судебный порядок восстановления нарушенного права.

Внесудебный порядок регулируется ст. 15.7. «Внесудебные меры по прекращению нарушения авторских и (или) смежных прав в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», по заявлению правообладателя.

Несмотря на достаточно подробный регламент взаимодействия между правообладателем, оператором сетевой связи, государственным органом, осуществляющим контроль в этой области, и судебными органами, на практике правообладатели сталкиваются с рядом проблем. Это в первую очередь:

Проверка контента на плагиат.

Стоит отметить, что не все автоматизированные системы выявления плагиата находят контент или правильно его определяют как плагиат вследствие его изменения правонарушителями или особенностей и несовершенством поисковой системы (программы), использованной для поиска плагиата.

После выявления ресурса или нескольких ресурсов с плагиатом контента правообладатель принимает меры по определению ответчика и/или ответчиков. И здесь возникает проблема установления надлежащего ответчика и контактов с администратором сайта/домена.

Для правообладателя досудебное удаление плагиата любым способом без обращения в суд – самый привлекательный путь решения вопроса. И тут хотелось бы, чтобы провайдер, как оператор сетевой связи, оказывал содействие правообладателю в выявлении конкретного нарушителя, а также своевременно реагировал на поступающие от правообладателей заявления о нарушении его авторских прав, предпринимая необходимые меры по пресечению противоправных действий.

Согласно действующему законодательству РФ, правообладатель в случае, если провайдер не реагирует на его жалобу, может обратиться суд, в том числе и с привлечением к ответственности провайдера. Однако судебная процедура достаточно финансово затратна и правообладатель не всегда может это себе позволить. Немаловажен и тот факт, что судебный порядок продолжителен по времени.

Читать еще:  Сроки и порядок выплаты пособия по безработице

Есть следующие варианты решения претензии об удалении незаконного контента: удален, не удален, переработан. В последнем случае возникает большая проблема с доказыванием того, что нарушитель переработал оригинальный контент и нарушил имущественное право (ст. 1270 ГК РФ), если правообладатель не позаботился заблаговременно о фиксации нарушения.

По нашему мнению, одно из распространенных нарушений в Интернете – это плагиат фотографий, т. е. присвоение себе чужого авторства на произведения. Фотографию легко скопировать, переформатировать и т.д.

У фотографа всегда возникают большие трудности в доказывании своего авторства. Ведь при установлении в суде авторских прав на оспариваемое произведение автор должен доказать, что именно он является обладателем имущественных и/или неимущественных прав на фотоизображение.

На практике поспешность автора передать заказчику (пользователю) или разместить на своем сайте, интернет-странице созданные фотоизображения впоследствии может стать серьезным препятствием в доказывании своего авторства.

К сожалению, формат данного мероприятия не позволяет подробно остановиться на тех многочисленных моментах, которые на практике занимают не так много времени, но служат достаточно хорошей гарантией в закреплении авторства фотографа.

Прежде всего следует сказать о действиях, которые автор (фотограф) принимает в рамках защиты своих авторских прав в соответствии со ст. 14 ГК РФ – о самозащите.

Безусловно, намного проще доказать свое авторство тем фотографам, чьи первые публикации содержали их имена в периодических СМИ, альбомах, книгах, каталогах и др. Но если такой возможности не было, то вопрос самозащиты становится делом самого фотографа. В связи с последним хотелось бы дать некоторые рекомендации.

Первая касается технических средств (фотокамера, фотоаппарат и др.). Фотографу заблаговременно следует позаботиться о том, чтобы аппарат фиксировал его имя, фамилию, время и место съемки. Полагаю, что в настоящее время можно сделать это без особых проблем, если заранее, еще раз повторюсь, подумать о самозащите.

Вторая рекомендация связана с передачей материалов потенциальному пользователю на просмотр, согласование, оценку и т.д. Если автор произведения сомневается в добросовестности партнера, можно задепонировать фотографии или удостоверить их у нотариуса. В крайнем случае возможен такой способ самозащиты: сделать распечатку фотографий и отправить их по физической почте на свой адрес.

Что касается символики чемпионата мира по футболу FIFA 2018 г., Кубка конфедераций FIFA 2017 г., то были приняты два закона, регулирующие имущественные права FIFA, которые связаны с проведением этих мероприятий. Это Федеральный закон от 7 июня 2013 г. № 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года» и Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 266-ФЗ, внесший изменения в ч. 1 ст. 17.

Согласно вышеуказанным законам имущественные права на символику Чемпиона мина по футболу FIFA 2018, Кубка конфедераций FIFA 2017 г. принадлежат FIFA по 31 декабря 2018 г. и без письменного разрешения FIFA использование данной символики является незаконным.

Нарушение авторских прав в интернете

Свободное распространение данных в интернете часто нарушает права тех, кто изначально эти данные создавал. Но нарушения авторских прав в сети наказывается так же строго, как и в реальной жизни. Достаточно уметь доказать в суде, что действия злоумышленников действительно нанесли вам ущерб.

АВТОРСКОЕ ПРАВО: НА ЧТО РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ И КАК РЕГУЛИРУЕТСЯ

В России ответственность за нарушение авторских прав в интернете регулируется Гражданским, Административным и даже Уголовным Кодексом. Ст. 1126 ГК РФ определяет, на что распространяется такой вид прав, и что можно считать объектом интеллектуального права.

Согласно закону, данный вид прав распространяется на объекты искусства, литературу, результаты научной деятельности. Более того объектом авторского права можно считать абсолютно любой результат умственной и творческой деятельности.

Не важно, в какой форме результат выражен, и с какой целью изначально создавался. Также при рассмотрении не оценивается достоинство продукта и его социальная и культурная значимость.

С точки зрения закона, и выдающееся шедевры, и сочинение школьника имеют равный вес. Играют роль два фактора:

— Произведение должно иметь творческую составляющую.

— У произведения должна быть определенная форма (т.е. объектом являются видео файлы, аудиозаписи, тексты, изображения и пр.).

Важно: объектом права в сети также могут являться программы для компьютера и другое программное обеспечение. По своей форме законом они оцениваются как литературные произведения.

ЧТО НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ОЦЕНЕНО КАК ОБЪЕКТ АВТОРСКОГО ПРАВА

Важно точное разделение идеи и реализации. К примеру, литературный роман охраняется авторским правом. Идея написания романа – не рассматривается в качестве объекта.

Компьютерная игра охраняется авторским правом. Язык программирования, на котором она была написана – нет. Сюда относятся альтернативные методы решения определенных задач, факты и открытия. Общий принцип: правом охраняется плод труда, а не инструмент, с помощью которого была достигнута поставленная цель.

ЧТО МОЖНО РАСЦЕНИВАТЬ В КАЧЕСТВЕ НАРУШЕНИЯ АП В ИНТЕРНЕТЕ

Нарушения авторского права принято называть «контрафакцией». Это сознательная подделка существующего произведения, без ведома и согласия обладателя исключительных прав. Это может быть, как распространение нелицензионных копий продукта, так и плагиат. Закон классифицирует нарушение, если были совершены следующие действия:

— Создание копии продукта для распространения;

— Использование копии для продажи;

— Перепродажа лицензионной копии (в редких случаях).

ВИДЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ АВТОРСКИХ ПРАВ.

Есть три основных вида нарушения авторских прав. Все они влекут разную правовую ответственность. Нарушая авторские права, человек или организация, нарушает ряд сопутствующих прав. Поэтому ответственность за нарушение бывает трех видов:

Ниже мы остановимся подробнее на каждом из видов.

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ НАРУШЕНИЯ АВТОРСКИХ ПРАВ.

Это самый распространенный вид нарушения. Ответственность регулируется Ч4 ГК РФ и наступает, если правообладатель предъявляет вам требования. Ст.1252 гласит, что требования бывают такие:

— Требование признать права. Обращается к лицам, которые не признают авторское право на объект и игнорируют позицию правообладателя.

— Требование остановить действия. Может быть направлено как к тем, кто имеет возможность пресечь нарушение (владельцы хостинга, публичного ресурса, провайдеры), так и к тем, кто замышляет или готовится к преступлению.

— Требование возместить убытки. Если злоумышленник использует объект авторского права для корыстных целей (незаконные онлайн — кинотеатры, библиотеки, трекеры, и т.д.), правообладатель требует возместить ему нанесенные убытки.

— Требование изъять носители. Может быть направлено как к тем, кто распространяет контент на накопителях данных, так и к тем, кто его приобретает.

— Требование опубликовать судебный вердикт. Нарушителя исключительных прав могут обязать опубликовать решение суда, где указан истинный правообладатель.

— Требование компенсировать ущерб. Если вина доказана, правообладатель имеет право требовать вместо санкций компенсации ущерба. При этом суд не требует обосновывать суммы, которые требует обладатель исключительного права.

Важно: Закон позволяет накладывать арест на нарушителей, изымать носители, накладывать запрет на занятие определенными видами деятельности.

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ НАРУШИТЕЛЕЙ ПРАВ.

Административный кодекс также предусматривает ответственность за данный вид правонарушений. Административное право используется, когда наступает ответственность за нарушение авторских и смежных прав.

Согласно закону, ввоз и распространение контрафактной продукции, охраняемой авторским правом с целью дохода, относится к нарушению авторских и смежных прав одновременно. Отдельные виды ответственности предусмотрены в следующих случаях:

— Если нарушитель – физ.лицо, его ожидает штраф 1,5-2 тыс. рублей и конфискация пиратской продукции.

Читать еще:  Обучение в сша: этапы, стоимость и условия поступления

— Если нарушитель – должностное лицо, то придется заплатить 10-20 тысяч рублей с конфискацией носителей и другого оборудования, связанного с пиратством.

— Для юр.лиц штраф составляет 30-40 тысяч. Как и в вышеописанных случаях, происходит конфискация продукции и оборудования.

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ПОСЛЕДСТВИЯ.

Уголовная ответственность предусмотрена, если нарушение произошло в крупном размере. Ст. 146 УК РФ определяет штраф за нарушение авторских прав объемом от 200 тысяч рублей, и может составлять эквивалент 18-месячного заработка осужденного. К другим видам уголовных последствий нужно отнести такие:

— Обязательные работы (до 480 часов);

— Исправительные работы (до 2-х лет);

— Принудительные работы (до 2-х лет);

— Лишение свободы (максимум — 2 года).

Отягчающими обстоятельствами суд считает:

— Преступление, совершенное группой людей.

— Действия, совершенные при сговоре группы людей.

— Преступления в особо крупных размерах.

— Деяния, совершенные с использованием служебного положения.

В этом случае, принудительные работы могут растянуться на 5 лет. Альтернативой может быть до 6 лет лишения свободы и штраф до 500 тыс. рублей.

Важно: Крупным размером считается, если сумма дохода от продукции составила более 100 тысяч рублей. При доходе более миллиона рублей, размер классифицируется как «особо крупный».

КАК ПОНЯТЬ, КАКОЙ ВИД ОТВЕТСТВЕННОСТИ БОЛЕЕ УМЕСТНЫЙ В КОНКРЕТНОМ СЛУЧАЕ.

Рассматривая дела об авторском праве, суд обращает внимание на сумму ущерба.

Если человек размещает пиратский контент без цели получения прибыли, действует гражданский кодекс.

Если сумма ущерба не превысила 100 тысяч рублей, то действует административное право.

Если фигурируют суммы больше 100 тысяч, в дело идет уголовная ответственность за нарушение авторских прав.

Важно: Даже если вы размещаете контент на сайте с ознакомительной целью, не преследуя корыстные мотивы, обратите внимание на баннеры. Если на вашем сайте есть реклама, то это означает, что вы зарабатываете на пиратском контенте. Соответственно, вы используете материалы с целью получения выгоды.

ПРИМЕРЫ НАРУШЕНИЯ АВТОРСКОГО ПРАВА В СЕТИ.

Основные направления нарушения авторского права напрямую связаны с самыми популярными видами развлекательного контента в интернете. К основным направлениям следует отнести:

— Видео пиратство (создание онлайн — кинотеатров, торрент — трекеров, файлообменников с материалами);

— Нелегальное распространение музыки (использование чужих композиций в создании уникального контента, распространение альбомов и отдельных композиций в сети);

— Нелегальное копирование программного обеспечения (взлом и подделка ПО, плагиат);

— Пиратство, связанное с компьютерными играми (пиратские сборки игры, патчи, устраняющие подтверждение оплаты. Сюда же относят и взлом игровых консолей для последующего запуска пиратских игр, минуя контроль лицензии).

Перепечатка текстовых материалов без указания авторства.

ПОРЯДОК ПОДАЧИ ИСКА О НАРУШЕНИИ АВТОРСКОГО ПРАВА.

Как и в любом другом процессе, судебные тяжбы из-за авторских прав состоят из ряда шагов. Последовательность выглядит таким образом:

1) Оценка перспектив. Нужно осознать, стоит ли задуманное результата. Из-за специфики правовой сферы, добиться результата иногда не получается, даже если правда на стороне истца.

2) Определитесь с судом. Здесь есть 2 варианта: либо арбитражный суд, либо суд общей юрисдикции. Обычно такие дела рассматривают в суде по месту жительства ответчика.

3) Определитесь с ответчиком. Пока вы не поймете, кто именно должен отвечать на ваш иск, дело не получит ход. В случае с нарушением авторских прав в сети, ответчиком может выступать как тот, кто нелегально опубликовал на площадке плоды вашего труда, так и сам владелец площадки.

4) Фиксация преступления. Контент в сети достаточно легко удалить безвозвратно. Тогда доказать факт, что вам был нанесен ущерб, достаточно тяжело. Факт нарушения должен быть зафиксирован максимально полно и объективно.

5) Подготовка иска и передача его в суд. Иск должен включать в себя:

— Полное описание сложившейся ситуации.

— Ссылка к нормативно — правовым актам, которые обосновывают ваш иск

6) Требования к ответчику. В списке требований могут быть как материальные, так и нематериальные элементы. В первом случае, вы оцениваете степень ущерба в денежном выражении. Во втором случае — моральный (или в отдельных случаях — репутационный) ущерб, который был вам нанесен со стороны ответчика.

МОЖНО ЛИ ОБЕСПЕЧИТЬ ПОЛНУЮ ЗАЩИТУ АВТОРСКИХ ПРАВ В СЕТИ?

Никто не гарантирует, что плод вашего творчества не скопируют в сети. Точно так же, невозможно защититься и от ограбления на улице. Но в любом случае, можно максимально себя обезопасить. Есть ряд правовых способов обезопасить свое творчество от посягательств:

Копия продукта на физическом носителе. Скопируйте свой продукт до публикации на флэш — накопитель. Запакуйте в конверт и отправьте государственной почтой самому себе. Теперь у вас хранится в столе конверт с копией вашего продукта и печатью с датой на нем. Этот конверт нельзя распаковывать. Но если в суде вам придется доказывать, что именно вы автор того или иного произведения, вскрытый конверт с датой окажется неоспоримым аргументом в вашу пользу.

Указывайте копирайт. Если вы не хотите, чтобы ваш продукт копировали, расскажите потребителю о правах на распространение. Так, вы сможете доказать, что при копировании вашего продукта, злоумышленники были осведомлены насчет степени ответственности.

Пользуйтесь базами и реестрами. Если речь идет о литературном произведении, получите код ISBN. Это международный стандарт, который навсегда закрепит литературное произведение за вами. В случае с видео уведомите крупные площадки, такие как Youtube, Rutube, Vimeo, VK о правилах использования вашего фильма. Предоставьте сервису копию, и мошенники, которые попытаются получить на вашем произведении бесплатный трафик, будут наказаны администрацией сервиса.

Еще больше полезной информации Вы можете найти здесь. Также Вы можете бесплатно, скачать любой нужный документ.

Интернет против авторских прав

С появлением Интернета родились и некоторые противоречия в современном авторском праве. Одним из справедливо возникающих вопросов является такой: возможно ли принятие работоспособного закона по интеллектуальной собственности в условиях, когда Интернет является всемирной структурой, а интеллектуальная собственность территориально? Возникают и другие коллизии.

Илья Данилкин, редактор ИА «Клерк.Ру»

Отношения между авторством и собственностью

С рождением Интернета, похоже, возникает потребность в новом определении таких концепций как авторство и собственность. Ведь Интернет объединил в себе два разных аспекта коммуникации: межличностную коммуникацию и коммуникацию массовую. Необходимость нового подхода к авторству и собственности определяется также возможностями Интернета т.е. объединять информацию из многочисленных источников в новый продукт. В прошлом остались времена, когда идеи сами по себе не являлись собственностью – если только их не фиксировали в определенных формах – в которых ими можно было владеть или продавать на массовом рынке. Тогда идеи не были защищены законом об авторском праве, если были созданы в процессе человеческого общения и не имели фиксированной формы. Сегодня же следует стараться найти решение в принципиально новой ситуации.

Ответственность Интернет-провайдера

Одним из вопросов, поднятых владельцами авторских прав, является и ответственность Интернет-провайдера за нарушение авторского права пользователями. Владельцы авторских прав утверждают, что каждый провайдер уже несет ответственность за все нарушения авторских прав со стороны пользователей. При этом не имеет значения, есть ли у провайдера причина, чтобы узнать о нарушении, или же он уже предпринимает меры по недопущению нарушения. Другими словами, владельцы содержания хотят добиться от провайдеров определенной ответственности и надзора за правонарушениями. Но провайдеры на это отвечают, что их принуждают к исполнению полицейских функций, а такая позиция нереалистична.

В результате законодательство ужесточается в довольно неприятном направлении: фактически все, что не разрешено, — запрещено.

Читать еще:  Как определяется транспортный налог на автомобиль с учетом его мощности

Иногда явные запрещения совершенно абсурдны. Например выпущенная фирмой «Адобе» электронная версия «Алисы в Стране чудес» содержит запрет копировать любые куски текста, распечатывать его, давать его почитать кому-либо и даже зачитывать купленную книгу вслух; нарушение этого запрета являет собой уголовное преступление».

Вот что написано на обложке этой книги: «This book cannot be read aloud» — «Эта книга не может быть читаема вслух» (перевод дословный) — сомнений не вызывает. То есть родители, решившиеся почитать книгу ребенку, который еще не научился читать, автоматически становятся уголовными преступниками.

Можно привести очень много примеров доведения законодательства об авторском праве до прямого абсурда. Если как следует подрегулировать закон об авторском праве, можно довольно легко добиться полного паралича любого творчества.

А дальше дело только за желанием держателя авторских прав, хотя бы на часть этих цитат, утопить создателя неприятного ему по каким-то причинам текста. Ситуация очень быстро может прийти к тому, что преступники все, но не до всех доходят руки, и на какие-то отступления правообладатели закрывают глаза. Это крайне напоминает наше совсем недавнее прошлое, только идеологическая цензура заменяется коммерческой.

Но неограниченный и бесплатный обмен информацией — это такой же точно тупик, как и ее неограниченная защита.

Предлагаю рассмотреть другие проблемы, привнесенные в теорию и практику авторского права Интернетом, а так же технические и административные средства, которые в комплексном использовании дают определенный эффект в защите авторских материалов, размещенный на сайтах, однако положения не спасают. А лишь осложняют жизнь любителям халявы, но не пресекает ее (халяву) в зародыше.

Копирование

На страницах в Интернете размещены тексты, считающиеся литературными произведениями. Графические изображения являются художественными произведениями, а любые звуковые файлы являются звукозаписями. Возникает ситуация, когда на единственной странице могут сосуществовать десятки различных авторских прав. При этом для каждого копирования необходимо согласие обладателя авторских прав.

Копирование начинается с момента просмотра страниц. Оно осуществляется в оперативную память компьютера, во временные файлы браузера и во временные файлы сети. Если у вас уже есть разрешение войти на определенную защищенную (скажем, паролем) страницу, тогда с полной уверенностью можно утверждать, что эти копии разрешены. В то же время нет оснований считать, что на сегодня в этой проблеме существуют четкие правила.

Распечатка страницы, по сути, также требует предварительного разрешения со стороны обладателя авторских прав. Однако такой вид копирования уже может быть разрешен – стоит лишь обратиться к пометке об авторском праве, расположенной на данной Интернет-странице.

Гипертекстовые ссылки

Следующим важным вопросом защиты и соблюдения авторского права в Интернете является возможность создания выхода с одной Интернет-страницы на другую или, иными словами, создание гипертекстовых ссылок. Поскольку такие ссылки являются самой сутью глобальной сети, с их исчезновением исчезла б и характерная часть Интернета. Создавая гипертекстовую ссылку, вы не создаете копии как таковой, но можете позволить кому-либо еще сделать копию с материала, к которому вы подсоединены. Язык HTML предоставляет возможность добавить изображение с другого сайта к собственной Интернет-странице таким образом, что оно будет казаться пользователю частью вашей странички. Копированием в полном смысле этого слова такие действия назвать нельзя. Но де-факто такая операция напоминает кражу.

Закона о гипертекстовых ссылках пока что не существует. В этой ситуации можно лишь посоветовать руководствоваться принципами вежливости и порядочности. Прежде чем подсоединиться к другому сайту, следует предупредить об этом его разработчика через электронную почту.

Существует следующая проблема, относительно гиперссылок. На некотором сайте находится ссылка на сайт, на котором размещена информация, нарушающая чьи-то авторские права. Является ли владелец сайта, разместившего злополучную ссылку, также нарушителем? Говорите, нет? Есть и другие мнения.

В США уже есть несколько случаев, когда провайдер был наказан за то, что предоставил место для создания веб-страницы, через которую посетитель мог попасть на компьютер, где находились нарушающие авторское право материалы. Правда, если следовать этой логике, то наказывать следует и владельцев автомобильных дорог — ведь по ним пиратские CD перевозятся из мест производства в места продажи. В случае с провайдерами всякий раз, когда пользователь получал доступ к нарушающим авторское право материалам, через сервер провайдера они пересылались на компьютер пользователя. Причем из-за технологических особенностей работы Сети эти материалы загружались по частям через оперативную память узлового компьютера. Попадая на компьютер пользователя, эти части собирались в единое целое. Провайдер был наказан не за то, что не проконтролировал, какие материалы размещены на веб-страницах, а за то, что для их загрузки была использована оперативная память его серверов!

Интересно, а как быть владельцам поисковых серверов и порталов, которые предоставляют пользователю десятки тысяч ссылок, проверить каждую из которых на предмет законности практически нет физической возможности. Ведь даже с явно противоречащими уголовному праву ресурсами в Интернете бороться очень сложно. Об этом свидетельствует хотя бы тщетная борьба с порносайтами. Сайт, уничтоженный в одном месте, без проблем воскресает в другом.

Дизайн сайта

Если веб-дизайнеру понравилось оформление какой-либо страницы, может ли он просто ее скопировать, заменив текст, изображения и реквизиты своими? Нарушает ли он при этом права создателя сайта? А если, к тому же, будет изменена цветовая палитра? А если дизайнер воспользуется только управляющими фреймами, но дизайн разработает сам? Здесь, вероятно, не может быть однозначного ответа. Если дизайн сайта (или элементы дизайна — кнопочки, иконки, линии и т.д.) зарегистрирован, то факт нарушения авторских прав может определить только суд.

Какими критериями при этом суд может руководствоваться?

Теоретически можно пойти по пути сравнения HTML-кодов страницы и в зависимости от процента совпадения тэгов решать вопрос о плагиате. Но если код не совпадает, если взята только идея оформления — например, использовано не фоновое изображение, а внедренные картинки, или экран разбит таблицей на ячейки, размер которых задан не в процентах к площади экрана, а в пикселях, или использовано несколько таблиц или фреймы, — в этих случаях код может не совпадать совершенно. Возможен и обратный случай, когда код очень близок, но изменены цвета, толщина линий, используются иные шрифты и визуально страницы не кажутся похожими. Случай, когда страница строится с использованием скриптов. Страницы похожи визуально, близок код, но используются совершенно разные скрипты. Как быть тогда? Юристы молчат.

Ситуация остро противоречивая — и поскольку потребителями и производителями информации становится все большая и большая часть трудоспособного населения, все оказываются либо ворами, либо нищими. В итоге множество проблем авторского права в Интернете все еще ждёт своего окончательного разрешения.

В США известный писатель С.Кинг, в целях защиты свои авторских интересов использовал следующую форму публикации. На своем Интернет-сайте он размещал начало своего нового произведения, и рядом с произведением делал обращение к пользователям с просьбой оплатить пользование произведением (а рядом расчетный счет). При этом автор ставил условие, что следующая часть произведения не будет опубликована до тех пор, пока расчетный счет не пополнится определенной суммой (каждому пользователю предлагалось перевести на личный счет Кинга 1 доллар). Правосознательные пользователи, а также поклонники автора переводили деньги за пользованием произведение, и уже после этого С.Кинг публиковал следующую часть. Безусловно, что данная форма распространения произведения не предусмотрена действующим авторским законодательством не только в России, но и в большинства стран мира. Сдается мне, С.Кинг поступил разумно, позаботившись о своих правах самостоятельно.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector