Почему могут не дать права пожилому водителю

Пожилых водителей могут ограничить в правах

Права на пять лет

Предложение, озвученное осенью прошлого года, не ново — подобный проект обсуждали еще в 2009 году. Кто-то считал оптимальным срок действия прав три года, другие настаивали на пяти. Уже тогда проект был раскритикован общественностью и признан едва ли не антиконституционным. Его противники ссылались на статью 19 Конституции РФ, которая гласит, что «все граждане равны перед законом независимо от социального и материального положения, пола, возраста, национальности и так далее».

В конце концов обе стороны сошлись во мнении, что ограничивать нужно срок действия не водительского удостоверения, а медицинской справки. Причем каждый случай следует рассматривать индивидуально, учитывая состояния здоровья каждого конкретного человека. Кроме того, предлагали по такому принципу действовать по отношению ко всем будущим водителям, а не только к пенсионерам. Ведь зачастую здоровье не зависит от возраста.

Эксперты отмечали, что в случае, если ограничения по здоровью действительно есть, нужно выдать медицинскую справку сроком действия на три года или даже на год. Возможно, следует ввести дополнительное медицинское тестирование на поведенческие реакции или на адекватность.

Отметим, что такое предложение — не ноу-хау российских чиновников. Несколько лет назад за рубежом также высказывались предложения проверять пожилых водителей на адекватность, а при отсутствии необходимой медицинской справки и вовсе лишать их прав. Беспокоились, правда, в основном из-за того, что в пожилом возрасте человек нередко «выживает из ума».

Почему заговорили о проблеме

Внимание авторов проекта привлекла статистика. Ни для кого не секрет, что водители старше 70 лет встречаются на дорогах все чаще. По данным экспертов, их число приближается к рекордным показателям за всю историю автомобиля. Почему пожилые садятся за руль?

Если говорить о российских пенсионерах, то большинство из них отдает предпочтение личному автотранспорту, чтобы в комфортных условиях добраться до собственной дачи, не тратя нервы и деньги в общественном транспорте и не напрягая собственных детей. Плюс у многих, перешагнувших определенный возрастной рубеж, просто-напросто появляется свободное время.

Эффективна ли медкомиссия

Вроде сошлись на том, что решать, нужно ли ограничение в правах, должны врачи, — но вскоре снова засомневались. Основная претензия заключалась в том, что медкомиссии не всегда работают эффективно и зачастую водительские права получают алкоголики или наркоманы. Мол, это происходит даже несмотря на то, что в 2010 году Минздрав утвердил новый, более строгий, порядок прохождения медкомиссии, а бланки справок обладают высокой степенью защиты от подделок. Все дело в том, что раньше, чтобы получить права, нужно было взять справки из наркологического и психоневрологического диспансера о том, что человек не состоит на учете. Сейчас историю болезни не поднимают вовсе, врачи ориентируются исключительно на то состояние, в котором будущий водитель находится сейчас. А это значит, что допустить ошибку, которая потом может привести к серьезным последствиям на дороге, довольно легко.

Кто в группе риска

Спор о том, кто чаще всего попадает в ДТП — молодежь или пожилые, — кажется, так и не будет решен. У сторонников обеих позиций свои доказательства.

Например, согласно данным Совместного центра транспортных исследований при Европейской конференции министров транспорта, на молодых водителей приходится около 27 % аварий со смертельным исходом по странам ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития). Эксперты пришли к выводу, что смертность водителей в возрасте от 18 до 24 лет вдвое выше, чем водителей старшего возраста.

В Великобритании количество автомобилистов старше 70 лет превысило 4 млн человек, и только 4 % возрастных водителей становятся участниками ДТП, приводящих к жертвам. Для сравнения: водители в возрасте от 16 до 20 лет составляют 2,5 % автомобилистов, однако становятся участниками 13 % ДТП с тяжелыми последствиями.

Эти данные подтверждаются и результатами исследований, проведенных в США: водители старше 65 лет на треть реже становятся виновниками ДТП по сравнению со своими молодыми коллегами.

Кстати, по данным Королевского автомобильного клуба, в Великобритании сейчас 191 долгожитель старше 100 лет имеет водительское удостоверение. Старейшему автомобилисту 106 лет, а даме-водителю — 107 лет. Правда, садятся ли они за руль, неизвестно.

Скорее всего, если верить той же статистике, многие пожилые сами отказываются от вождения, потому что боятся не справиться с управлением.

Риск стать участником аварии, по данным Центра технологий Allianz (AZT), собранным совместно с организацией Совета Европы по безопасности дорожного движения, возрастает только для водителей старше 75 лет. Причина в том, что пожилые люди медленнее ориентируются в сложных ситуациях. Однако это с лихвой может компенсироваться большим опытом и аккуратным, осмотрительным стилем вождения.

По данным одной из крупнейших российских страховых компаний, среди ее клиентов, страхующихся по КАСКО, только 4 % автолюбителей старше 60 лет, но этот показатель растет. Они попадают в ДТП почти в два раза реже, чем молодые водители.

В то же время ряд экспертов отмечают, что больше всего рискуют попасть в ДТП именно пожилые дамы, а не мужчины. Своего рода подтверждением этому стал случай с 74-летней певицей Екатериной Шавриной, попавшей на днях в ДТП на трассе Москва — Ярославль.

В череповецких автошколах подтвердили «Речи», что число пожилых людей, желающих получить заветные корочки впервые, растет год от года. Лидируют, конечно, женщины. Они, как правило, учатся с нуля, в то время как мужчины уже умеют водить и проходят обучение для галочки, только чтобы получить права.

Но и тем и другим учеба дается с трудом, намного тяжелее, чем молодежи. В основном из-за того, что пожилые просто-напросто отвыкли учиться, тогда как молодые люди учатся не переставая на протяжении многих лет — в школе, техникуме, институте.

Читать еще:  Как выехать за границу с долгами и можно ли вообще

Водителей пометят

Решение по законопроекту не вынесено до сих пор. Возможно, как это уже было, о нем забудут на время, чтобы вновь вспомнить через пару лет. Пока же обсуждения не утихают. Так, в одной из федеральных газет высказывалось предложение вместо ограничения срока действия прав или медицинских справок обязать водителей в возрасте приклеивать на авто предупреждающий кружок с надписью «60+», а тех, кто неуважительно отнесся к данной информации, штрафовать. Тем самым предполагалось защитить пожилого человека, зачастую двигающегося по городу неспешно и аккуратно, от более молодых и агрессивных водителей, намеренно подрезающих, поджимающих или подгоняющих автомобиль пожилого. Введение подобной метки, как уверяли авторы инициативы, могло бы сделать взаимоотношения участников движения чуть более цивилизованными.

70 лет за рулем

Вячеслав Волков за рулем 66 лет, и за это время ни разу не попадал в аварию.

— Пару раз стукнулись в меня, но это не считается, — с улыбкой вспоминает он. — Инспекторы все время удивляются, когда смотрят на дату получения прав.

Если учесть, что временное разрешение на право управлять машиной Вячеслав Павлович получил еще в 1945 году, когда ему было 14 лет и три месяца, то к водительскому стажу можно с уверенностью добавить еще четыре года. Более двадцати из этих 70 лет с ним его верный спутник автомобиль «Крайслер». Научился ездить в воинской части на трофейных машинах, а после окончания техникума, справив совершеннолетие, получил права. Сегодня за рулем Вячеслав Волков практически каждый день, для него съездить в Санкт-Петербург или Москву — не проблема. Правда, замечает, что с возрастом стал осторожничать, хотя, слава богу, и со слухом, и со зрением все в порядке. Из близких друзей и соседей по гаражу практически никто сейчас не ездит: опасаются.

На дачу —на машине

Татьяне Карповой скоро исполнится 60, но женщина не унывает и в прошлом году записалась на курсы вождения. Свое решение объясняет тем, что в Кадуйском районе у нее есть дача, где она давным-давно мечтает разбить сад и выращивать собственные томаты.

— Машина, конечно, есть у сына, да и автобус ходит практически до дачи, — говорит Татьяна Анатольевна. — Но цены на билеты все время растут, к тому же с возрастом хочется комфорта. Сын уже взрослый, и хотя он не откажется отвезти, если его попросить, но не хочется напрягать его лишний раз.

Экзамен по теории Татьяна Карпова сдала с первого раза; чтобы сдать практику, решила взять несколько дополнительных занятий. Училась на машине с коробкой-автоматом, поэтому уверена, что каких-либо сложностей на дороге возникнуть не должно. По крайней мере, первые месяцы вождения это подтверждают: женщина ездит аккуратно, осмотрительно, соблюдая скоростной режим.

Бог берег

Ивану Николаеву недавно исполнилось 58 лет, права он получил около четверти века назад.

— Учился в автошколе в 1989 году, раньше не задумывался о том, чтобы и права получить, и машину купить, — вспоминает Иван Алексеевич. — Работал то на шахте, то в лесхозе, то на автовышке в ЖЭУ. Переезжал из одного города в другой — как-то не до машины было. Потом, когда остепенился, получил права. Сначала ездил для себя: на дачу или дочку отвезти на вокзал — она училась в другом городе; потом некоторое время таксовал. Возможно, это повлияло на стиль вождения, он стал более раскованным и свободным. Но не лихачил никогда, за эти 25 лет ни разу не был в аварии, всегда удавалось уйти от столкновения. Бог берег или опыт, не знаю. Всегда старался сам отремонтировать, если что-то ломалось. Возможно, если зрение начнет подводить или руки ослабнут, тогда подумаю, чтобы поставить машину в гараж. Пока я к этому не готов.

К рулю не годен

Этот перечень, действующий с 6 января, довольно долго ждали гаишники. Хотя в конечном итоге им нужна лишь только справка: годен — не годен. Возможность допуска водителя к управлению автомобилем устанавливает медицинская комиссия. На основании собранных данных она определяет возможность предоставления такого права соискателю или непредоставления его.

Список ограничений по-прежнему прост. Однако в него закрались некоторые нюансы. Например, управлять автомобилем нельзя людям с умственной отсталостью. Неважно, что под эту категорию подходят и те, кто не может сложить 2+2, а также те, кто не может отличить право от лево. Понятие умственная отсталость с медицинской точки зрения включает весьма широкий круг отклонений в психике — от банальной депрессии до неадекватного восприятия действительности.

Надо сказать, что категорические запреты применяются только в отношении болезней, установленных международной квалификацией болезней — МКБ. Последняя версия МКБ была выпущена под номером 10.

Можно понять, почему за руль нельзя садиться людям, страдающим эпилепсией, эта болезнь обозначена по квалификации G40. Любой приступ будет чреват аварией. Можно понять, почему нельзя садиться за руль тем, кто болен психическими болезнями в связи с употреблением различных веществ.

Нельзя сесть за руль тем, кто страдает всякими депрессиями или порывами, если это подтверждено медицинским заключением. У психиатров это называется расстройства настроения (аффективные расстройства).

В старых медицинских требованиях большинства подобных медицинских запретов просто не было. А теперь есть.

Но самое интересное — это запрет на управление транспортными средствами тем, у кого код заболевания соответствует F60 — F69 — расстройства личности и поведения в зрелом возрасте, в том числе и так называемые сексуальные аномалии.

Под этим имеются в виду в том числе трансвестизм, трансексуализм, фетишизм, эксгибитионизм, вуайеризм. Количество всяких разных поведений сексуального характера — огромно. И каждый владелец такого отклонения не имеет права управлять автомобилем. Эта тема довольно спорная. Совершенно непонятно, каким образом страсть к переодеванию в женское белье или мужское платье влияет на качество управление автомобилем.

Читать еще:  Как оформить и получить ипотечный займ в спб для молодой семьи

Но список противопоказаний составлял минздрав. Чем руководствовались в этом ведомстве — пока не понятно. Возможно, просто забыли подчистить список и исключить из него те отклонения, которые никак не влияют на безопасность дорожного движения.

Медицинские показания отличаются для тех, кто управляет машинами с ручным управлением или машинами с автоматической трансмиссией. Также требования распространяются на машины, которыми управляют водители со слепотой одного глаза и при использовании водителем медицинских изделий для коррекции зрения.

Медицинские ограничения установлены в зависимости от категории и типа транспортных средств. Отдельно установлены требования к автомобилям с ручным управлением. Это касается тех, кто лишен какой-либо конечности.

Впервые прописаны требования к управлению автомобилями с автоматической коробкой передач. Теперь у некоторых инвалидов появилось право управлять автомобилями с автоматической трансмиссией.

Но как бы то ни было, эти ограничения уже вступили в силу. В ГИБДД придерживаются мнения, что права выдаются тем, кто предоставил соответствующую справку. А если справки нет, то права не выдаются. В то же время к медицинским работникам у ГИБДД не может быть претензий. Ведь инспекторы выдают права на основании медицинской справки. А устанавливать достоверность документа инспектор не обязан.

Валерий Евтушенко, председатель комиссии по правовым вопросам Российского общества психиатров:

— Положения постановления, которые призваны как-то упорядочить врачебный контроль, едва ли справляются с этой задачей. Так, в приводимом перечне психических заболеваний поясняется, что они принимаются в расчет «при наличии хронических и затяжных психических расстройств с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями».

Но даже с этим пояснением в документе все равно не хватает самого главного — констатации того, какое отношение характер расстройства психики имеет к управлению транспортом и как психические особенности человека в случае его болезни влияют на процесс управления автомобилем.

Отказ замены водительского удостоверения

Управление транспортным средством лицом с просроченным водительским удостоверением чревато привлечением к административной ответственности по ч.1 ст. 12.7 КоАП РФ. Она грозит нарушителю штрафом в размере от 5 до 15 тысяч рублей.

Поэтому, большинство автолюбителей стараются заблаговременно поменять права. Однако некотором из них будет отказано.

Причин тому может быть несколько.

Эта статья расскажет, на каких основаниях возможен отказ в замене водительского удостоверения причины, и что сделать заявителю, если это произошло.

Основания для отказа в замене удостоверения

Перечень оснований для отказа в замене паспорта совсем невелик. По большей части все пункты в нем носят технический характер:

  1. Непредоставление полного пакета документов.
  2. Предоставление просроченных документов (за исключением самого водительского удостоверения). Так, медицинская справка годна в течение 12 месяцев с момента ее выдачи.
  3. Предоставленные документы имеют подчистки, исправления, повреждены, имеются нечитаемые места, квитанция по госпошлине не оплачена.
  4. На документах отсутствуют обязательные печати, подписи или другие реквизиты.
  5. Предъявлены поддельные документы.
  6. Человек страдает болезнями, препятствующими управлению автомобилем.

В сети не трудно найти массу объявлений с предложением выслать медицинскую справку «под ключ». При этом сам клиент не будет посещать медицинский центр или проходить реальный осмотр. Как правило, справка действительно присылается после оплаты. По факту это поддельный документ. Закон прямо говорит о том, что лицо должно лично пройти осмотр. Большая часть таких справок заверяется печатями организаций, которым не выдавалось никаких лицензий на проведение такой деятельности.

Пользование таким документом может служить основанием для привлечения лица к уголовной ответственности.

Внимание! Для замены прав часто требуется погасить все задолженности по штрафам ГИБДД. Однако инспектор не может законно отказать в выдаче удостоверения на основании наличия у водителя непогашенных штрафов.

Такие требования неправомерны. Во-первых, действующее законодательство этого не предусматривает. Во-вторых, есть срок в течение, которого он может погасить штраф и есть ответственность за уклонение от такой обязанности. Поэтому требование немедленно погасить свежий штраф порой само собой нарушало закон.

Не могут заменить права и лица, лишенные их на основании судебных решений об административных правонарушениях. В отличие от обычной замены просроченных прав, им придется дополнительно сдавать экзамен.

В любом случае, заявитель вправе потребовать у сотрудника ГИБДД письменный мотивированный отказ. Там будут изложены основания, по которым было принято такое решение. Затем его можно будет обжаловать.

С какими болезнями не дадут права и ответственность за поддельную справку

Водительское удостоверение выдается сроком на 10 лет. За это время состояние здоровья может меняться. Если при освидетельствовании при замене прав врач обнаружит некоторые заболевания, отказ в выдаче прав с такой справкой будет правомерен. Список заболеваний закрытый. Среди них:

  • умственная отсталость,
  • эпилепсия,
  • ахроматопсия,
  • слепота обоих глаз,
  • расстройства личности и поведения, проявившиеся в зрелом возрасте,
  • органические психические расстройства,
  • шизофрения, шизотипические расстройства,
  • бредовые расстройства,
  • аффективные расстройства,
  • невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства,
  • психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ.

Есть заболевания препятствующие управлению тем или иным транспортным средством.

Так, при некоторых болезнях запрещается эксплуатация двухколесного транспорта и квадроциклов, автомобилей с ручной, или наоборот, автоматической, коробкой передач.

Об этом делается специальная отметка.

Объявлений о выдаче справки за 5 минут хватает в любом городе. Законных среди них не найти. Стоит инспектору ГИБДД заподозрить такую подделку, как предъявитель окажется в ближайшем отделении полиции. Именно такая ситуация и произошла с жительницей Санкт-Петербурга 5 января в МРЭО ГИБДД №17. Она предоставила инспектору справку без должных реквизитов и была задержана с последующим предъявлением обвинений по ст. 327 УК РФ. Конечно, ни о какой замене прав для нее речь уже не идет.

Эти действия сотрудников ГИБДД и полиции совершенно правомерны. Предъявление такой справки квалифицируется по ч.5 ст. 327 УК РФ и карается на усмотрение суда:

  1. штрафом до 80 000 рублей,
  2. штрафом в размере доходов осужденного за полгода,
  3. обязательными работами в течение 480 часов,
  4. исправительными работами на период до 2 лет,
  5. арестом на период до полугода.
Читать еще:  Как и в каком случае подается возражение на судебный приказ по взысканию кредита

Само изготовление такой справки грозит привлечением к ответственности по ч. 1 ст. 327 УК РФ. Здесь наказание гораздо более суровое. Осужденному предстоят полгода ареста, либо на срок до 2 лет на усмотрение суда:

  • ограничение свободы,
  • принудительные работы,
  • лишением свободы.

Уже этого должно быть достаточно, чтобы обратиться за справкой не к мошенникам из интернета, а в профильное медицинское учреждение.

Что делать если отказали в замене прав

Если основание отказа правомерно, то сделать ничего не получится. Придется дособрать нужные документы, или устранить другие технические нарушения.

Если же отказ неправомерен, то необходимо получить письменный отказ. Уже на это стации сотрудник ГИБДД обычно прекращает требовать погашения всех штрафов и становится более лояльным. В случае отказа выдать письменное обоснование можно записать видео на телефон.

С этими материалами стоит обратиться для начала к начальнику отделения ГИБДД. Если это не помогло решить проблему можно идти в территориальную прокуратуру, а затем и в суд для замены прав.

Внимание! Водитель имеет право, минуя начальника ГИБДД и прокуратуру, обратиться сразу в суд, но это займет больше времени.

Итак, отказать в замене прав могут на вполне законных основаниях, хоть и их и не много. Они же актуальны для отказа в допуске к сдаче экзамена для лиц ранее лишенных водительского удостоверения. Если же отказ неправомерен его всегда можно оспорить, главное, получить его письменно.

Союз пенсионеров Петропавловск-Камчатского городского округа

Местная общественная организация

Процедура замены прав для пожилых водителей

Права на управление транспортом выдаются на 10 лет. По истечении этого срока необходимо получить новое водительское удостоверение. Дело в медицинской комиссии, которую обязательно надо пройти.

Зачем менять водительское удостоверение

Гражданину, успешно окончившему автошколу и сдавшему экзамены, выдается водительское удостоверение. Оно дает право управлять транспортным средством указанной категории. Срок действия документа ограничен. Когда он истечет, автолюбитель обязан получить новое удостоверение.

Проводится смена прав через 10 лет.

Другие причины повторно оформлять документ:

  • изменение имени, фамилии;
  • лишение прав;
  • порча или износ документа;
  • открытие новой категории;
  • утеря или кража удостоверения.

Особенности замены прав для пожилых

В пакет документов на обмен водительского удостоверения входит медицинская справка с отметками отдельных врачей, нарколога и психиатра. С возрастом у человека накапливаются хронические заболевания, снижается острота зрения. Из-за ухудшения здоровья и невралгических изменений пройти комиссию и сменить водительские права пожилому автолюбителю будет сложно.

Врач, обследующий водителя преклонного возраста, указывает в справке персональные рекомендации.

Гражданина со слабым зрением обяжут носить очки или контактные линзы во время управления автомобилем. Комиссия оценит состояние водителя, который перенес инфаркт, инсульт, страдает от сердечной недостаточности, гипертонии, грыжи. Отдельное внимание медики уделяют людям с инвалидностью.

Запрет на управление

Плановая замена прав пенсионеру по истечении срока действия ничем не отличается от обычной формы этой процедуры. Российское законодательство не запрещает садиться за руль возрастному гражданину, если его здоровье не представляет опасности для участников общественного дорожного движения. Этот факт подтверждает медсправка, которую выдают после прохождения осмотра.

Получение медицинской справки

Для получения справки установленного образца человеку в возрасте нужно обратиться в поликлинику, к которой он прикреплен, или коммерческое медицинское учреждение.

Установленная форма документа – № 003 В/у. С 2019 г. бумага действительна в течение одного года.

Как получить права пожилому водителю

Россияне имеют право получить водительское свидетельство в любом возрасте, если нет ограничений по здоровью или других причин для отказа. Для замены следует обратитесь в ГИБДД или районный Многофункциональный Центр (МФЦ) с оригиналами и копиями документов.

Можно воспользоваться сайтом Госуслуги и подать заявление на смену прав в электронном виде через интернет.

  • старое удостоверение (если есть);
  • паспорт, медицинская справка;
  • свидетельство о сданном экзамене (если его пришлось проходить после лишения прав);
  • квитанция на уплату государственной пошлины.

Медкомиссия

Справку медицинское учреждение выдаст на основании освидетельствования. Проще пройти медкомиссию при замене прав для пожилых водителей в коммерческой компании. В поликлинике, где пенсионер стоит на учете, о накопленных болезнях врач узнает из карты. Легкий диагноз специалисту может показаться противопоказанием для управления автомобилем.

Оцените состояние своего здоровья трезво. Боли в позвоночнике от сидячей неподвижности и тряски усилятся, а скачок давления способен вызвать потерю сознания в пути. Обман может стоить дорого.

Специалисты, нужно посетить при замене прав для пожилых водителей:

  • окулист;
  • невропатолог;
  • психиатр;
  • терапевт;
  • хирург;
  • гинеколог (для женщин).

Прокуратура ежегодно проверяет водительские права, выданные ГИБДД. Чтобы выявить людей с противопоказаниями к управлению машиной, отправляют запрос в поликлинику, к которой они прикреплен. Если нарушение будет доказано, в судебном порядке накладывается ограничение на действие прав. Снова водить автомобиль гражданин сможет после выздоровления и новой комиссии.

Когда могут отказать в замене прав

Ограничений по возрасту нет. Препятствием становятся только заболевания, делающие управления автотранспортом опасным.

Отказать в замене прав для пожилых людей могут по не связанным с медицинскими показаниями причинам.

Состояние здоровья

Старческие заболевания, препятствующие управлению автомобилем:

  • гипертония;
  • слепота обоих глаз и дальтонизм;
  • неврологические отклонения, влияющие на подвижность и координацию водителя;
  • нарушения нервной системы;
  • шизофрения и иные психические расстройства.

Если у человека преклонного возраста медики не обнаружили никаких заболеваний или отклонений, мешающих управлять транспортным средством, то справку выдадут.

Другие причины

Основания для отказа в замене прав для пожилых водителей:

  • неоплаченные штрафы;
  • несдача экзамена после лишения;
  • неполный пакет документов или ошибки при заполнении;
  • фальшивые или просроченные бумаги;
  • неистекший срок лишения.

Срок действия водительского удостоверения пенсионера

По закону российское водительское удостоверение выдается на 10 лет. Документ международного образца действителен 3 года. По окончании этого срока садиться за руль нельзя. За управление машиной без прав взимается штраф от 5 тыс. до 15 тыс. рублей. Если его не оплатить, новое удостоверение не выдадут, а на начальную сумму начислят пени. Чтобы избежать просрочки лучше поменять действующий документ заранее.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector