Содержание

Разделение рабочего дня на части по трудовому законодательству

Делим рабочий день на части

«Отдел кадров коммерческой организации», 2015, N 10

В нашу редакцию обратилась читательница вот с каким вопросом. Сотрудник написал заявление с просьбой о разделении рабочего дня на части, а руководство компании сомневается, можно ли это сделать, ведь просто так данный режим работы не устанавливается. Собственно, вопрос: право ли руководство? Давайте разбираться.

Согласно ст. 100 ТК РФ режим рабочего времени должен предусматривать:

  • продолжительность рабочей недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем, рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику, неполная рабочая неделя);
  • работу с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников;
  • продолжительность ежедневной работы (смены), в том числе неполного рабочего дня (смены);
  • время начала и окончания работы, перерывов в работе;
  • число смен в сутки;
  • чередование рабочих и нерабочих дней.

Все это устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а для работников, режим рабочего времени которых отличается от общих правил у данного работодателя, — трудовым договором.

Разделение рабочего дня на части является одним из видов режима рабочего времени.

Когда возможно разделение рабочего дня на части?

Согласно ст. 105 ТК РФ введение такого режима работы возможно в двух случаях:

  • на тех работах, где это необходимо вследствие особого характера труда (например, в животноводстве — доение, кормление животных, уход за больными животными и др.);
  • при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены) (например, в организациях транспорта).

Вне зависимости от причин разделения рабочего дня общая продолжительность рабочего времени сотрудника не должна превышать установленную продолжительность ежедневной работы. Например, восьмичасовой рабочий день кладовщика может быть разделен на две части по четыре часа в соответствии с временем поставки грузов на склад.

Получается, что рабочий день не может быть разделен на части произвольно или по желанию одной из сторон трудовых отношений. В случае возникновения трудового или налогового спора работодатель должен будет доказать, что для подобного деления существовали объективные причины.

Для некоторых категорий работников разделение рабочего дня на части регламентируется нормативными правовыми актами.

Например, согласно п. 13 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей водителям автобусов, работающим на регулярных городских, пригородных и междугородных автобусных маршрутах, с их согласия рабочий день может быть разделен на две части. Перерыв между двумя частями рабочего дня устанавливается не позже чем через четыре часа после начала работы.

Утверждено Приказом Минтранса России от 20.08.2004 N 15.

Продолжительность перерыва между двумя частями рабочего дня должна быть не более двух часов без учета времени для отдыха и питания, а общая продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать продолжительности ежедневной работы (смены), установленной п. п. 7, 9, 10 и 11 названного Положения. Кроме того, Положением предусмотрено, что перерыв между двумя частями смены предоставляется в местах, предусмотренных расписанием движения и обеспечивающих возможность использования водителем времени отдыха по своему усмотрению.

Нормы о возможности разделения рабочего дня на части можно найти и в иных нормативных актах, например Приказах:

  • Минтранса России от 18.10.2005 N 127 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей трамвая и троллейбуса». Для этих работников перерыв между двумя частями рабочего дня (смены) устанавливается не позже чем через четыре часа после начала работы. При этом продолжительность перерыва между частями рабочего дня (смены) в дневное время должна быть не более двух часов, в ночное время — не более шести часов без учета времени для отдыха и питания;
  • Минсвязи России от 08.09.2003 N 112 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников связи, имеющих особый характер работы». В нем приведен перечень профессий и должностей работников связи, для которых работодатель может устанавливать разделенный на части рабочий день;
  • Минтранса России от 21.11.2005 N 139 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации». Им определено, что допускается разделение на части не более двух полетных смен в течение учетного периода рабочего времени и не более двух полетных смен подряд. А разделение полетной смены на части при выполнении полетов увеличенным составом экипажа не допускается;
  • Минобрнауки России от 27.03.2006 N 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений»;
  • Минтранса России от 08.06.2005 N 63 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников метрополитена».

Количество частей и обеденный перерыв

Трудовой кодекс не устанавливает количество частей, на которые может быть разделен рабочий день. Например, восьмичасовой рабочий день может быть разбит на две части (4 ч + 4 ч), на три части (3 + 3 + 2, 4 + 2 + 2 и пр.) или более.

Продолжительность перерывов между частями устанавливается в связи с особенностями производственного процесса и может составлять и два, и три, и даже шесть часов, если это необходимо. Так, водитель обратился в суд с иском о взыскании недоначисленной заработной платы, полагая, что перерывы в работе более двух часов являются вынужденным простоем по вине работодателя и должны соответствующим образом оплачиваться. Суд, рассматривая дело, отказал в удовлетворении требований: даже если Положением определено, что продолжительность перерыва между двумя частями рабочего дня должна быть не более двух часов без учета времени для отдыха и питания, а фактически было более четырех часов, это время не может считаться простоем по вине работодателя. Ведь исходя из ст. 72.2 ТК РФ при вынужденном простое работник должен находиться на рабочем месте и быть лишенным возможности исполнять возложенные на него обязанности по независящим от него обстоятельствам (Определение Красноярского краевого суда от 27.02.2012 по делу N 33-1603/2012).

Наибольшее распространение получило деление рабочего дня на две части с перерывом в два-три часа.

Примечание. Время перерывов между частями в рабочее время не включается и не оплачивается.

Отдельно скажем о перерыве для отдыха и питания — так называемом обеде. Вне зависимости от количества частей, на которые разделен рабочий день, и их продолжительности работодатель обязан предоставить перерыв для отдыха и питания трудящимся в таком режиме. Почему, — спросите вы, — ведь работники могут покушать и отдохнуть в один из перерывов? Да, могут. Но согласно ст. 108 ТК РФ в течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается. Время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка или по соглашению между работником и работодателем. Эта норма обязательна для исполнения всеми работодателями вне зависимости от организационно-правовой формы и формы собственности, режима рабочего времени, установленного в организации, продолжительности рабочего дня (смены) и т.д. (Апелляционное определение Архангельского областного суда от 29.05.2013 по делу N 33-3099/2013, Определение ВС Республики Коми от 25.06.2012 N 33-2603АП/2012).

Например, согласно п. 17 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников метрополитена сотрудникам, непосредственно связанным с обслуживанием пассажиров, а также выполняющим работы, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены), при разделении рабочего дня на части устанавливается один перерыв продолжительностью более двух часов либо два перерыва продолжительностью не менее одного часа каждый. В указанные перерывы включается время перерыва для отдыха и питания.

Читать еще:  Нужен ли загранпаспорт для поездки в калининград

Соответственно, время, предоставляемое для отдыха и питания, может быть:

  • использовано в любой части рабочего дня;
  • присоединено к одному из перерывов между частями.

Повышенная оплата труда

Работникам, чей рабочий день разделен на части, на практике устанавливают доплаты компенсационного характера.

Так, на основании ст. 149 ТК РФ при сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей) и др.), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Полагаем, что к подобным условиям может быть отнесена и работа при разделении рабочего дня на части. Более того, некоторыми нормативными актами установлена фиксированная сумма доплаты за такую работу. В частности, согласно п. 1.7 Постановления ВС РСФСР от 01.11.1990 N 298/3-1 «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе» повышена на 30% оплата труда женщин на тех работах в сельской местности, где по условиям труда рабочий день разделен на части.

Если работодатель не установит доплату за разделение рабочего дня на части, работник может обратиться за защитой своих прав в государственную инспекцию труда. Рассмотрев жалобу, ГИТ может предъявить предписание об устранении нарушений трудового законодательства, обязательное для работодателя (ст. ст. 356, 357 ТК РФ).

Как установить разделение рабочего дня?

Согласно ст. 105 ТК РФ разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта. Если в организации имеется профсоюз, то такой акт должен приниматься с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. Напомним, что порядок его учета установлен ст. 372 ТК РФ.

При разработке локального акта, регламентирующего данный вопрос, необходимо учесть, что в нем нужно указать не только количество частей рабочего дня и их продолжительность, но и:

  • категории работников, для которых вводится разделение рабочего дня;
  • количество и продолжительность перерывов в течение рабочего дня.

Кроме этого, в документе нужно зафиксировать дату, с которой вводится разделение рабочего дня на части, и период, в течение которого действует данный режим (если он вводится на определенный срок).

Составляя акт, не забудьте нормативные документы, которые устанавливают некоторые особенности разделения рабочего дня (или смены) на части для отдельных категорий работников.

Примечание. В локальном акте обязательно закрепите размер доплат работнику за разделение рабочего дня на части.

Итак, вы разработали локальный нормативный акт о разделении рабочего дня на части и согласовали его с выборным органом первичной профсоюзной организации. Теперь нужно ввести акт в действие: документ утверждает руководитель организации, согласно п. 3.16 ГОСТ Р 6.30-2003 это делается путем проставления подписи в правом верхнем углу документа или издания приказа.

ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» введен в действие Постановлением Госстандарта России от 03.03.2003 N 65-ст.

Полагаем, что приоритетным способом утверждения локального акта является издание приказа, так как в нем можно дополнительно установить обязанность по ознакомлению сотрудников с приказом, определить сроки для этого и назначить ответственного за исполнение приказа. Заметим, что с данным приказом не требуется ознакомить сотрудников, которым устанавливается такой режим. А вот с положением придется, и под роспись.

Конечно, одного локального акта недостаточно: условие о делении рабочего дня на части, количество частей рабочего дня, их продолжительность и иные особенности режима рабочего времени и времени отдыха должны быть указаны в трудовых договорах с работниками (абз. 6 ч. 2 ст. 57 ТК РФ). Приведем пример.

  1. Условия труда и режим рабочего времени.

2.1. Работнику устанавливается рабочий день, разделенный на две части.

2.2. Общая продолжительность рабочей недели составляет 40 часов:

  • рабочее время — с 9.00 до 13.00 и с 16.00 до 20.00;
  • время перерыва между частями — с 13.00 до 15.00;
  • перерыв для отдыха и питания — с 15.00 до 16.00.

2.3. Время перерывов между частями рабочего дня и перерыва для отдыха и питания в рабочее время не включается.

3.1. Работнику устанавливается должностной оклад в размере 34 000 (тридцати четырех тысяч) рублей в месяц.

3.2. За разделение рабочего дня на части работнику производится доплата в размере 40% должностного оклада.

Соответственно, если разделение рабочего дня на части было предусмотрено на момент заключения трудового договора, ничего менять не нужно. А вот если такого условия договор не содержал, а работодатель принял решение о разделении рабочего дня на части, придется уведомить сотрудников о предстоящих изменениях режима работы, соблюдая правила ст. ст. 72, 74 ТК РФ.

Подведем итог

Итак, разделение рабочего дня на части — особый режим работы, который вводится в определенных случаях и для определенных профессий (должностей). Полагаем, что наличие нормативно закрепленных перечней профессий и должностей сотрудников, рабочий день которых разрешено делить на части, не исключает возможности применения этого режима к иным работникам. Почему? Потому что в ст. 105 ТК РФ сказано, что рабочий день разделяется на части работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. А значит, такой режим можно установить любому сотруднику, если для этого есть объективные причины и соблюдена определенная процедура.

Пример разделения рабочего дня на части

Разделение рабочего дня на части — мера, к которой прибегает работодатель в том случае, если в течение суток труд работника требуется лишь время от времени. Разберемся на примере водителей, как это выглядит и как регулируется нормами трудового права.

Как производится разделение рабочего дня на части для водителей

Одним из ярчайших примеров разделения рабочего дня на части является труд водителей. В частности, такое активно практикуется для тех из них, кто управляет рейсовыми автобусами на пригородных и междугородних маршрутах. Дело в том, что водители должны подчиняться графику отправления автобусов, устанавливаемому местными предприятиями пассажирского транспорта. В результате промежуток, охватывающий все поездки, может превышать стандартные для 40-часовой недели с 5 рабочими днями 8 часов в день. При этом ни сверхурочные (ст. 99 ТК РФ), ни ненормированный день (ст. 101 ТК РФ) применить не получится, т. к.:

  • общее количество сверхурочных часов не может быть больше чем 120 за учетный год, рейсы же часто требуется совершать каждый день;
  • использовать ненормированное время постоянно, а не эпизодически, от случая к случаю, прямо запрещают и ст. 101 ТК РФ, и разъяснение, данное письмом Роструда от 07.06.2008 № 1316-6-1.

Возможно использование сменного графика при суммированном учете времени труда, однако при таком режиме работы составить график достаточно сложно. Кроме того, работа в течение 2 смен подряд по закону недопустима, а на практике вполне реальна — например, когда водитель выполнил один рейс, затем прождал пару часов и поехал на другой, потому что работника, который бы заменил его между сменами, не было.

Выходом является разделение рабочего дня на части, т. к. в этом случае за счет нерабочего промежутка общее количество отработанных часов за день не превышает установленной законом нормы. При этом службам по персоналу транспортных и иных предприятий, осуществляя разделение рабочего дня на части для водителей, необходимо руководствоваться как ст. 105 ТК РФ, так и конкретно положением, утвержденным приказом Минтранса РФ «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени…» от 20.08.2004 № 15. В частности, п. 13 вышеуказанного положения, говоря о рабочем дне для водителей, указывает, что с согласия самих работников допускается деление трудового времени на 2 части с таким расчетом, чтобы общая их продолжительность не превышала установленной нормы.

При этом важно учесть следующие моменты:

  1. Разрыв между обеими частями должен начинаться не позже чем через 5 часов после начала смены.
  2. Если разрыв составляет больше 4 часов, водитель вправе рассчитывать на перерывы для отдыха в первой части работы (продолжительность каждого перерыва — не меньше 15 минут). Правило это касается, впрочем, только водителей на городских и пригородных маршрутах (т. е. не междугородних).
  3. Разрыв между частями рабочего дня — не свыше 2 часов. В это время не входит ни обеденный перерыв, ни время отдыха. Увеличение перерыва до 3 часов допускается, если есть соответствующее соглашение по отрасли, локальный акт и сам работник на такие условия согласился.
Читать еще:  Как получать пособие по безработице

Необходимость получения согласия водителя легко объяснима: при разделении рабочего дня на части время перерыва не учитывается и не оплачивается, работник же при этом лишен возможности заниматься своими личными делами. Именно поэтому важно, чтобы его самого устроил такой режим работы.

Разделение дня для водителей электротранспорта и метро

Применительно к водителям, управляющим не автобусами, а трамваями и троллейбусами, действует другой нормативный акт — положение, утвержденное приказом Минтранса РФ «Об утверждении Положения об особенностях…» от 18.10.2005 № 127. Основными отличиями от разделения рабочего дня на части для водителей автобусов в этом случае являются следующие пункты:

  1. Перерыв между обеими частями дня должен начинаться не позже чем через 4 часа.
  2. Длительность перерыва: не более 2 часов — днем и не больше 6 часов — ночью. Варианты удлинения не предусмотрены, но время обеда и отдыха не учитывается (как у водителей автобусов пригородных и городских маршрутов).
  3. На время перерыва при разделении рабочего дня на части водителю должно быть предоставлено место для отдыха.

В том случае, если речь идет не о водителях, а о машинистах метро (хотя суть их работы та же — управление пассажирским электротранспортом), действуют уже п. 17 и 18 положения, утвержденного приказом Минтранса РФ «Об утверждении Положения об особенностях режима…» от 08.06.2005 № 63. Согласно этим нормам, разделение рабочего дня на части машинистов метро производится по следующим правилам:

  • вводится либо 1 перерыв на 2 часа, либо 2 — по часу;
  • отдых и питание в перерыв включаются;
  • у работников, занятых в составе локомотивных бригад при разделении рабочего дня на части в ночное время перерыв между частями не может быть меньше 2,5 часов.

Условия и порядок оформления разделения трудового дня

Для того чтобы сотрудник работал в режиме разделения рабочего дня на части, необходимы следующие условия:

  1. Труд должен носить особый характер. Это уже было рассмотрено на примереразделения рабочего дня на части в случае с водителями, но то же самое касается, в частности, уборщиков офисных и производственных помещений. Заниматься своей работой в то время, когда трудятся остальные сотрудники, им крайне неудобно, поэтому разделение рабочего дня на части для них — естественное решение проблемы.
  2. Интенсивность должна быть неодинаковой в течение дня (смены). Грубо говоря, работник качественно трудится несколько часов в начале и несколько часов в конце дня, а в остальное время ничего не делает. Естественно, что работодатель не горит желанием оплачивать ему все время.

При этом в любом случае для разделения рабочего дня на части требуется, чтобы на предприятии был принят локальный акт соответствующего содержания. Обычно разделениепроизводится на основании локального положения, утвержденного работодателем после согласования с профсоюзом либо иным органом, представляющим интересы работников. Также сведения об этом заносятся в трудовые договоры работников, трудящихся в таком режиме.

Разделение рабочего дня на части

На некоторых предприятиях нередко фиксируются существенные перепады интенсивности труда в пределах одной рабочей смены. В зависимости от сферы деятельности и профиля производства, его масштабов и количества привлеченных сотрудников, на предприятии может вводиться режим разделенного трудового дня.

Понятие разделенного рабочего дня, его правовая база

Разделенный график трудового дня представляет собой такой порядок исполнения рабочих обязанностей сотрудником, при котором смена делится на конкретные временные отрезки, между которыми существуют перерывы фиксированной длительности. При этом общее количество фактически отработанных часов в день не должно превышать стандартную норму.

В ст. 105 ТК РФ определяются общие условия действия такого режима в рабочем процессе. При этом ТК РФ не регламентирует максимальное или минимальное количество дробных частей одной трудовой смены, как и их длительность.

Однако, как показывает практика, работодатели зачастую предпочитают делить смену на две части с перерывом свыше 2 часов. Также, если направленность предприятия предполагает более частые остановки производственного процесса, то перерывы определяются в большем количестве.

Для того чтобы выявить, является ли рабочий день раздробленным, необходимо определить характер перерыва. Так, пауза на отдых и прием пищи для сотрудников – обеденный перерыв – регламентируется ст. 108 ТК РФ. Исходя из обозначенной статьи, если подобный перерыв длится более двух часов, то рабочий день считается разделенным. При этом работодатель в таких обстоятельствах должен опираться на ст. 105 ТК РФ в процессе ведения дальнейшей трудовой деятельности.

Случаи, в которых актуально разделение рабочего дня на части

Интенсивность работ на протяжении одной трудовой смены может быть изменчива. Например, производство предполагает большое количество заказов в утреннее время, при этом к вечеру остаются единичные клиенты. Деление смены в таких обстоятельствах создано для удобства руководящего аппарата и самих сотрудников, которые смогут находиться на рабочих местах только по факту необходимости, то есть при наличии конкретной работы. Основной целью деления трудового дня выступает оптимизация распределения временных ресурсов.

Представителями подобного рабочего режима являются многие службы коммунальной сферы и транспортные организации.

Условия применения данного режима трудового времени описаны в ст. 105 ТК РФ. К ним относятся:

  • особая направленность производства;
  • наличие в производственном процессе перепадов интенсивности на протяжении одного рабочего дня;
  • фиксация подобного положения в локальном нормативном документе, основываясь на одобрении профсоюзного образования;
  • отсутствие возможности организации беспрерывно работать целый трудовой день. Например, если в середине смены определенное количество времени выделено на уборку офиса. В таких обстоятельствах работникам предоставляется перерыв.

Практика показывает, что в ситуациях, когда между работодателем и подчиненным возникают споры относительно профессиональных отношений, правовые структуры в первую очередь требуют предоставление обоснований для разделенного трудового графика.

Особенности перерывов при разделении рабочего дня

Сотрудникам, трудящимся при разделенном рабочем графике, также полагаются перерывы в течение дня для отдыха и приема пищи. Это фиксируется в ст. 108 ТК РФ. Подобное положение строго обязательно для любых управленцев вне зависимости от правовой формы организации, а также от режима трудового дня, предполагаемого в компании.

Подобный период на восстановление сил и приема обеда может использоваться сотрудником в любой момент смены. Основным требованием выступает временной промежуток. Так, стандартный перерыв должен длиться более получаса и менее двух часов. Подобная пауза не учитывается при начислении зарплаты, а также не включается в общее трудовое время.

Неоплачиваемые перерывы между частями трудового дня

Периоды перерывов при разделенном рабочем графике не подлежат оплате. При этом количество частей, на которые может делиться одна рабочая смена, а также длительность каждого перерыва между частями, определяется руководителем компании и фиксируется в локальном нормативном документе. Возможность управленца самостоятельно определять подобное положение фиксируется в ст. 8, ст. 22, ст. 105 ТК РФ.

Наиболее распространенным вариантом является деление одной смены на две части с одним неоплачиваемым перерывом, длящимся более двух часов.

Также существуют отдельные нормативные документы, регламентирующие частные профессии и порядок их труда при разделенном рабочем графике. В частности, отдельные правила предусмотрены для следующих профессий:

  • водители общественного транспорта (трамваи и троллейбусы);
  • водители автобусов, работающих по междугородним маршрутам.

Важно помнить, что, если деление трудового дня предусмотрено отраслевыми нормативами, то принятие во внимание положений таких документов необходимо при составлении локальных документов.

Существующие доплаты за разделенный рабочий день

Дробление одной трудовой смены обуславливает неудобство для подчиненных, которым приходится покидать рабочее место, чтобы через несколько часов туда вернуться. Подобные обстоятельства являются причиной обеспечения субъектов доплатой за труд при раздробленном трудовом режиме.

Порядок выплат и объем дополнительных начислений фиксируется местным нормативным документом или в коллективном соглашении. Также, в соответствии со ст. 149 ТК РФ, данный вопрос может регулироваться индивидуально, то есть, обозначаться в трудовом соглашении с конкретным подчиненным.

Следует понимать, что доплата представляет собой компенсационные выплаты, которые не входят в объем оклада. Объем таких выплат определяется, исходя из конкретной ситуации, специфики деятельности и труда самого сотрудника. Размер доплаты определяется как процент от оклада или ставки подчиненного.

Ст. 149 ТК РФ предполагает такой объем доплаты конкретным группам работников:

  • женщинам, трудящимся в сельскохозяйственной отрасли, полагаются дополнительные 30% от установленной оплаты труда;
  • гражданам, трудящимся в жилищно-коммунальных организациях, также полагается 30%;
  • управляющему аппарату РЖД – 30%.

При этом наниматель не вправе устанавливать меньшую по объему надбавку. Однако сумма компенсационного процента может увеличиваться, исходя из желания работодателя.

За выдачу доплаты в меньшем объеме работодатель может понести ответственность. Так, сотрудник вправе подать соответствующую жалобу в инспекцию труда. Регулировка данной ситуации будет основываться в своем порядке на ст. 357 ТК РФ.

Если по факту проверки на предприятии были выявлены соответствующие нарушения, на сотрудников компании будет наложена административная ответственность, основываясь на ст. 5/27 КоАП РФ:

  • для должностных лиц – от 1.000 до 5.000 руб.;
  • для юридических лиц – от 30.000 до 50.000 руб.
Читать еще:  Входят ли премии в расчет отпускных - основные законные правила

Порядок оформления разделенного трудового дня

Алгоритм действий по оформлению раздробленного рабочего дня выглядит следующим образом:

  1. Проектировка локального нормативного документа, основываясь на котором, работодатель сможет регулировать порядок режима труда при разделенном рабочем времени.
  2. Предоставление проекта документа в службу профсоюза. После рассмотрения профсоюзом проекта, выносится решение.
  3. Утверждение документа, его официальная публикация.
  4. Обеспечение подчиненных возможностью ознакомиться с документом, получив их подпись в доказательство осуществления указанного действия. Также, в случае необходимости, работникам следует разъяснить детали и подробности нового режима.
  5. Составление дополнительных соглашений с подчиненными. Данный документ призван фиксировать разделенный трудовой график по отношению к каждому сотруднику в частности.

Так, наниматель не имеет права единолично принять решение об использовании подобного режима труда. Ему также необходимо получить согласие профсоюза, который должен убедиться, что принимаемые корректировки не отразятся на служащих негативно, а также не нарушат их права.

Разделение рабочего дня на части для водителей

Деление трудового дня, в частности, характерно для водителей рейсового транспорта. Это обусловлено необходимостью водителя подстраиваться под график движения автобусов, который определяет руководитель организации пассажирских перевозок. Таким образом, трудовой период, включающий все поездки сотрудника, может превышать зафиксированную законом норму. Однако получить надбавку за сверхурочный труди или ненормированный день не представляется возможным ввиду того, что:

  • общее сверхурочное время не должно превышать отметки в 120 часов в год. Поездки между городами осуществляются ежедневно;
  • ст. 101 ТК РФ определено, что использование ненормированного графика только при краткосрочной необходимости (на несколько дней) запрещено.

В данных обстоятельствах трудностью является также посменный график, так как определить нормированную смену проблематично. Помимо этого, труд на протяжении двух рабочих смен подряд законодательно запрещен, но, как показывает практика, имеет место быть. Так, когда водитель осуществляет одну поездку, он ждет необходимое количество времени (зачастую более 2-х часов), после чего осуществляет новую поездку.

Оптимальным решением становится использование дробленного рабочего графика, так как режим работы водителей попадает под положения ст. 105 ТК РФ.

Нюансами данного режима труда для водителей являются:

  1. Перерыв между частями рабочей смены должен начинаться не позднее первых пяти часов с начала рабочего дня.
  2. Когда разрыв рабочего времени достигает более 4 часов, работник имеет право брать перерыв в первой части смены. При этом длительность перерыва не может быть менее 15 минут.
  3. Временной отрезок, находящийся между рабочими частями, не должен быть более двух часов. В него не учитывается законодательно положенный субъекту перерыв на еду и отдых.

Так, для оформления подобного режима труда, наниматель должен получить письменное согласие водителя. В иных случаях привлечение субъекта к подобной деятельности незаконно.

Таким образом, разделенный график труда используется для оптимизации использования рабочего времени. Это характерно для предприятий, у которых существуют сильные перепады интенсивности работы. Для оформления подобного графика нанимателю требуется получить согласие сотрудников и профсоюзного органа.

Разделение рабочего дня на части (ТК РФ, необходимость, доплата)

В зависимости от времени суток интенсивность работы предприятия может различаться. И если такие перепады интенсивности являются значительными, актуальным становится разделение рабочего дня на части.

Что представляет собой разделение рабочего дня на части

Под разделением рабочего дня подразумевается дробление одной трудовой смены на несколько частей, между которыми организуются перерывы в работе. Длительность рабочего времени при этом не может превышать действующие нормативы. Регулирует подобную форму трудовой деятельности статья 105 ТК РФ, регламентирующая:

  • предельно возможную продолжительность рабочего времени;
  • перечень законных оснований для утверждения подобного графика работы.

Если работодатель планирует осуществить разделение рабочего дня на части, ему следует обратить внимание на следующие моменты:

  1. Трудовое законодательство регулирует лишь основные принципы разделения рабочего дня на части, но ТК РФ не включает в себя пояснения относительно числа отрезков времени и их длительности. Поэтому наниматель вправе делить рабочий день на сколько угодно частей.
  2. Тот факт, что производится разделение рабочего дня на части, должен быть зафиксирован в локальных нормативных актах компании.
  3. Если произвести разделение рабочего дня на 2 части с перерывами менее 2 часов, трудовая смена окажется стандартной.
  4. В том случае, если каждый из перерывов составляет более 2 часов, смену можно признать разделенной.

В каких случаях актуально разделение рабочего дня на части

Основной целью разделения рабочего дня на части является рациональное распределение времени. Представим ситуацию. Утром и вечером в кафе приходится очень много народу, чтобы позавтракать перед работой или отдохнуть и поужинать после рабочего дня. В то же время, днем в заведении крайне мало посетителей, поскольку целевая аудитория кафе в течение дня занята работой. В такой ситуации руководству общепита следует раздробить рабочий день на части, чтобы трудящиеся находились в кафе исключительно при наличии работы. А иначе сотрудники будут впустую тратить время, когда в дневное время с несколькими посетителями может управиться всего один подчиненный. К дроблению рабочего дня предъявляется ряд условий:

  • отсутствие возможности осуществлять трудовую деятельность в течение всего рабочего дня (например, тренажерный зал нельзя убирать, когда там занимаются спортсмены – тогда уборщик занимается делами в середине дня, когда тренажерный зал закрыт для посетителей);
  • в компании был издан локальный акт, закрепляющий право на разделение рабочего дня на части, согласованный с профсоюзной организацией;
  • работа характеризуется различной интенсивностью, меняющейся в течение смены;
  • особая специфика деятельности.

Что будет с обеденным временем, если происходит разделение рабочего дня на части

Право трудящихся на обеденный перерыв регламентируется ч. 1 ст. 108 ТК РФ. В случае, если производится разделение рабочего дня на части, сотрудники не лишаются права на обед, но время перерыва на обед может быть присоединено ко времени перерыва между частями смены. Продолжительность обеда составит от получаса до 2 часов.

Разделение рабочего дня на части – особенности перерывов в работе

Важно! Согласно ч. 2 ст. 329 ТК РФ, разделение рабочего дня на части не должно нарушать права трудящихся. Если разделение регулируется нормативными актами отрасти, наниматель обязан учесть данный факт при утверждении графика работы.

Количество перерывов в течение рабочего дня будет зависеть от работодателя. Перерывы не оплачиваются. Имеется ряд профессий, для которых перерывы регламентируются отраслевыми актами. Такими профессиями являются:

  • работники наземного электрического ТС;
  • участники судов гражданской авиации;
  • служащие субъектов Спецстоя;
  • водители автобусов, троллейбусов, трамваев;
  • персонал, ухаживающий за животными;
  • работники ж/д транспорта, обслуживающие служебные вагоны;
  • сотрудники связи;
  • работники метрополитена, обслуживающие пассажиров;
  • сотрудники образовательных организаций, в которых учащиеся находится круглосуточно.

Как произвести разделение рабочего дня на части – порядок

Работодателю, желающему разделить рабочий день на несколько частей, необходимо действовать по следующей схеме:

  1. Составить локальный нормативный акт, регламентирующий разделение рабочего дня на части.
  2. Передать оформленный акт в профсоюзную организацию с целью согласования и проверки нововведения на вопрос нарушения прав трудящихся.
  3. Утверждение документа.
  4. Ознакомление работников с новым графиком рабочего дня, особенностями нововведения.
  5. Оформление дополнительного соглашения к трудовым договорам работников с целью добавления пункта о дроблении трудовой смены.

Доплата сотрудникам за разделение рабочего дня на части

Важно! Если работодатель пожелает, он вправе увеличить компенсацию за разделение рабочего дня на части по своему усмотрению, но ухудшать положение работников в сравнении с нормами закона нельзя. Величина компенсации утверждается во внутреннем нормативном акте компании.

Разделение рабочего дня на части сопряжено с определенными неудобствами для работников, поскольку сотрудникам приходится покидать рабочее место посредине дня и снова возвращаться на работу спустя какое-то время. Именно поэтому работодатель обязан выплачивать трудящимся компенсацию, ориентируясь на требования статьи 149 ТК РФ. В сумму оклада данная выплата не входит – это именно компенсация, а не часть оплаты труда. Величина компенсационной выплаты зависит от тарифной ставки и оклада:

  • руководители РЖД – 30%,
  • сотрудники областей бытового обслуживания, ЖКХ – 30%,
  • женщины, занятые на сельскохозяйственных работах – 30%.

Что касается налогообложения компенсаций за разделение рабочего дня на части:

  • из суммы компенсации вычитается страховые взносы;
  • удерживается НДФЛ;
  • компенсация включается в состав расходов на оплату труда в целях уменьшения налога на прибыль (для УСН «Доходы минус расходы»);
  • средства будут учтены в целях налогообложения (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Если работодатель не выплачивает компенсацию или занижает ее размер, сотрудник вправе пожаловаться в инспекцию труда, и работодатель будет оштрафован на:

  • 1000-5000 рублей (должностные лица, ИП);
  • 30 000 – 50 000 рублей (юридические лица).
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector