Вызывают в налоговую в качестве свидетеля: как не оговорить себя?

Типичные ошибки на допросах при вызове в налоговые органы

Допрос сотрудниками налоговых органов уже достаточно долгое время является одним из часто используемых методов получения информации в целях проведения налогового контроля и выявления различных нарушений в данной сфере. Как правило, допрос применяется для таких целей, как выявление признаков фирмы-однодневки в отношении конкретного юридического лица, определение «номинальности» руководителя организации, получение подробной информации о конкретных коммерческих операциях от контрагентов предприятия, в отношении которого проводится налоговая проверка, установление лиц, в действительности осуществляющих управление фирмой, а также конечных бенефициаров ее деятельности.

В качестве свидетеля в налоговый орган в соответствии со статьей 90 Налогового кодекса РФ может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Нередко в качестве свидетеля сотрудники налогового органа вызывают директора того либо иного юридического лица.

Каковы же основные ошибки, которые может совершить директор организации при его допросе в налоговом органе? 1. Являться на допрос в налоговый орган без получения надлежащего письменного извещения, например, по звонку сотрудника инспекции. Зачастую для экономии своего времени, а также нередко для того, чтобы застать человека врасплох и не предоставить ему возможности подготовиться, налоговый инспектор может пригласить на допрос посредством телефонного звонка. В этом случае, как правило, свидетелю дается очень немного времени для явки (от нескольких часов до суток). При этом сотрудники налогового органа, вероятно, еще укажут, что свидетелю в случае неявки грозят неблагоприятные последствия, например, наложение штрафа, предусмотренного статьей 128 Налогового кодекса РФ . В этом случае необходимо иметь в виду, что юридически значимым является лишь письменное уведомление (повестка), направленное свидетелю по почте по адресу, где он зарегистрирован по месту жительства либо работает, либо врученное ему нарочно. Лишь в этом случае у лица появляется установленная законом обязанность явиться на допрос, за неисполнение которой он может быть привлечен к ответственности. 2. Игнорировать вызов на допрос, оформленный и полученный надлежащим образом. Нередко директор, который не совсем уверен в своих силах, либо не желающий по каким-либо иным причинам давать показания налоговому органу, принимает решение не являться на допрос вовсе. Зачастую это ему кажется неплохим выходом из ситуации, тем более, что штраф за неявку на допрос, установленный статьей 128 Налогового кодекса РФ , составляет всего 1 000 рублей. Однако данное решение является неверным. Несмотря на кажущуюся простоту и логичность, подобное решение способно больше навредить, чем помочь. Так, к примеру, факт неявки на допрос может быть истолкован налоговым органом в качестве признака того, что не явившийся директор является «номинальным» руководителем, либо что возглавляемая им организация представляет собой «фирму-однодневку», либо что хозяйственные операции, для подтверждения которых он был вызван, в действительности не имели места. В данном случае менее неблагоприятным выходом будет, например, явиться на допрос и отказаться от дачи показаний на основании статьи 51 Конституции РФ , нежели чем не являться вовсе.

3. Являться на допрос без квалифицированного защитника (лучше всего — адвоката). Нередко среди граждан, нечасто сталкивающихся в повседневной жизни с сотрудниками контролирующих органов, преобладает мнение (старательно поддерживаемое указанными сотрудниками), что присутствие адвоката или иного представителя на допросе свидетельствует о том, что допрашиваемому есть что скрывать, что он совершил какое-то нарушение и старается таким образом избежать ответственности. Данное утверждение совершенно не соответствует действительности и может нанести вред лишь допрашиваемому лицу, которое такого мнения придерживается. Право на получение квалифицированной юридической помощи гарантировано статьёй 48 Конституциии РФ и является абсолютным, то есть оно не может быть ограничено ни при каких обстоятельствах. При этом, привлекая адвоката для оказания юридической помощи на допросе, человек приобретает следующие положительные для него последствия: Ему помогают подготовиться к допросу как информационно, так и психологически, обсудить возможные вопросы, более подробно изучить необходимые документы и тому подобное; Допрашиваемый безусловно чувствует себя более спокойно и собранно, понимая, что оказывающий ему юридическую помощь адвокат не допустит нарушения его прав, либо оказания на него психологического давления; Присутствие адвоката очевидно «дисциплинирует» сотрудников налогового органа, полиции (в случае их участия в допросе) и не позволяет им выходить за рамки, установленные действующим законодательством, в том числе, оказывать психологическое давление, вести допрос одновременно нескольких сотрудников, иногда даже запутывать допрашиваемого и тому подобное; Адвокат в любом случае отметит допущенные при допросе нарушения в соответствующей графе протокола допроса, что в последующем может послужить основанием для признания его недопустимым доказательством. При этом лучшим, по мнению автора, является привлечение для оказания юридической помощи именно адвоката потому, что он обладает определенным самостоятельным правовым статусом, предоставляющим ему достаточно широкие права и гарантии независимости. Так, например, адвокат не может быть допрошен по обстоятельствам, которые ему стали известны в связи с оказанием юридической помощи тому либо иному лицу, что прямо указано в статье 90 Налогового кодекса РФ и иных законодательных актах.

4. Являться на допрос без надлежащей подготовки. Часто в силу своей занятости, а иногда и легкомыслия, вызываемый на допрос не успевает либо не желает вовсе готовиться к его проведению. Данный подход также может скорее навредить, нежели помочь. Человек не может помнить все, а в стрессовой ситуации, которой безусловно является допрос, может многое и забыть. Основные вопросы, которые, как правило, задаются сотрудниками налогового органа в ходе допроса, установлены Письмом ФНС России от 13 июля 2017 года № ЕД-4-2/13650@ и сводятся к выяснению таких обстоятельств, как общие данные о юридическом лице, которое возглавляет допрашиваемый, образование директора, стаж его работы, его должностные обязанности, порядок ведения бухгалтерского учета, избранный налоговый режим, основные виды деятельности, штат сотрудников, оборот компании, основные контрагенты, контактные данные их руководителей, факты личного знакомства с ними, способ нахождения и установления контактов с контрагентами, виды и объемы поставляемой либо приобретаемой продукции, оказываемых услуг, условия договоров, процедура их заключения и исполнения, порядок учета и хранения ТМЦ и тому подобное. При ответах на какие-то особо сложные вопросы, касающиеся точных цифр или больших объемов информации, допрашиваемый может пользоваться своими записями и документами. Однако, это, разумеется, не должно касаться простых очевидных сведений, которыми должен обладать любой руководитель предприятия.

5. Не пользоваться при очевидной необходимости правом, предоставленным статьей 51 Конституции РФ . Право не свидетельствовать против себя, своих близких родственников также является абсолютным конституционным правом, которое не может быть ограничено. Вопреки сложившемуся убеждению, использование данного права на допросе не повлечет для допрашиваемого привлечения к какой-либо ответственности или вывода налогового органа о совершении правонарушения. Однако это может дать им неформальный повод для проведения более подробной и тщательной проверки и применения дополнительных форм налогового контроля. Тем не менее, по мнению автора, в случае необходимости лучше воспользоваться данным правом, чем дать показания, которые очевидно могут повлечь для допрашиваемого неблагоприятные последствия. Таким образом, разумеется, данным правом нужно пользоваться в исключительных объективных случаях, когда лучшего варианта найти не удалось.

6. Бояться говорить о том, что допрашиваемый не помнит каких-то конкретных обстоятельств. Разумеется, это не касается информации, которую человек объективно должен знать и помнить ввиду занимаемой им должности руководителя организации. Однако в остальных случаях, когда вопрос касается каких-то обстоятельств, имевших место продолжительное время назад, либо касающихся одного из многих контрагентов, либо конкретных цифр и дат, весьма закономерным будет являться ответ о том, что сейчас допрашиваемый этого вспомнить не может и ему необходимо сначала изучить соответствующие документы, чтобы невольно не вводить сотрудников налогового органа в заблуждение. Данное решение будет наиболее правильным, так как с одной стороны, не позволит допрашиваемому предоставить возможно не вполне достоверную информацию, а с другой продемонстрирует его готовность и желание давать ответы на вопросы, но невозможность этого по объективным причинам.

7. Не проверять указанные в протоколе допроса показания перед его подписанием. Очевидно, что данный совет универсален: необходимо внимательно читать любые документы перед тем, как их подписать. Это замечание особенно справедливо по отношению к протоколу допроса, так как его содержание является изложением показаний конкретного человека и лишь он несет за него ответственность. Ознакомление с протоколом допроса в налоговом органе должно быть особенно внимательным и тщательным. Нередкими являются случаи, при которых инспектор записывает показания допрашиваемого, перефразируя его слова, добавляя какие-то детали, из-за чего, как это ни странно, весь смысл сказанного может поменяться. Это справедливо и по отношению к порядку изложения информации, используемым словам и выражениям, а также конкретным фактам: все должно быть изложено именно так и именно с тем смыслом, который вкладывал допрашиваемый, а не как его понял сотрудник налогового органа.

8. Не настаивать на исправлениях и дополнениях, если показания допрашиваемого, по его мнению, указаны некорректно. Данный пункт, безусловно, согласуется и вытекает из предыдущего, но не является менее важным. Очевидно, если в ходе ознакомления с протоколом допроса допрашиваемый обнаружил, что его показания записаны некорректно, необходимо настаивать на исправлении. В данном случае необходимо понимать, что сотрудник налогового органа лишь фиксирует показания допрашиваемого лица и не имеет права их каким-либо образом корректировать, дополнять, оценивать и тому подобное. Лишь сам допрашиваемый, а также адвокат (в случае его участия в допросе) может оценить, насколько верно показания были зафиксированы. Как правило, на просьбы исправить или дополнить протокол допроса сотрудники налогового органа реагируют адекватно и и исполняют их. В случае же, если этого не произошло, данный факт, безусловно, необходимо отразить в графе протокола, предназначенной для замечаний.

Читать еще:  Как определяется транспортный налог на автомобиль с учетом его мощности

9. Не отражать в протоколе допроса замечания по поводу нарушений, допущенных в ходе его проведения. Данные нарушения могут носить различный характер. Например, в качестве таковых могут быть указаны такие, как: факт не разъяснения допрашиваемому перед началом допроса его прав и обязанностей, проведение допроса неуполномоченным лицом, участие в процедуре допроса лица, не указанного в протоколе, отказ допрашивающего исправить те либо иные моменты в показаниях, оказание на допрашиваемого психологического давления и тому подобное. Все нарушения, обнаруженные и не устраненные в ходе самого опроса, необходимо указать в протоколе в соответствующей графе. В случае, если данной графы не достаточно для указания и описания всех нарушений, необходимо их зафиксировать на отдельном листе бумаги и приобщить к протоколу допроса с обязательным указанием в нем на данный факт. При этом не нужно бояться какой-либо отрицательной реакции на это со стороны допрашивающего: данные действия находятся строго в рамках действующего законодательства и каких-либо юридических последствий допрашиваемый не понесет.

10. Не получать копию протокола допроса после его составления. Пунктом 6 статьи 90 Налогового кодекса РФ прямо предусмотрена обязанность лица, производящего допрос, вручить копию протокола допроса после его составления допрашиваемому лицу. Следовательно, директор, допрос которого был произведен, имеет безусловное право на получение копии протокола допроса. Данным правом необходимо пользоваться и не идти на встречу сотруднику налогового органа, который может убеждать, что копия протокола допрашиваемому не нужна, так как это лишь его показания и ничего больше. Наличие данного протокола вкупе с другими документами может в дальнейшем оказать существенную помощь в оценке рисков несения юридическим лицом либо его руководителем каких-либо неблагоприятных последствий, рисков проведения в их отношении налоговой проверки.

11. Бояться заявлять ходатайство о проведении повторного допроса в случае, если в ходе первоначального допроса в силу тех либо иных обстоятельств была дана не вполне верная информация. Так, не являются исключением случаи, когда руководитель организации в силу своей неподготовленности, состояния стресса, а иногда и давления со стороны допрашивающих дает не совсем верные данные, которые в последующем могут быть истолкованы не в его пользу и не в пользу его контрагентов. В этом случае обязательно необходимо заявлять ходатайство о проведении повторного допроса. При этом для усиления его обоснованности и повышения шансов на его удовлетворение налоговым органом желательно приложить к данному ходатайству протокол опроса соответствующего лица, проведенного адвокатом с согласия последнего, что предусмотрено действующим законодательством об адвокатуре как отдельный вид письменных доказательств. Именно таким образом чаще всего удается добиться проведения повторного допроса и нивелировать возможные неблагоприятные последствия от неудачного первого допроса. Разумеется, автору не хотелось бы, чтобы изложенные выше рекомендации кому-либо пригодились, однако если вас все-таки вызвали на допрос в налоговый орган, воспользоваться ими будет полезно для минимизации рисков и успешного прохождения данной процедуры.

Директора вызвали в налоговую на допрос, что делать?

Автор: Виталий Цапков
ведущий юрист Департамента налоговой практики и арбитражных споров (WiseAdvice Consulting Group)

В материале рассмотрены практические аспекты допроса должностных лиц компании. Вы узнаете, кого налоговая вызывает на допрос и как вести себя в ходе допроса, какими последствиями чреват допрос для проверяемой организации, а также как минимизировать возникающие при этом налоговые риски.

Практика свидетельствует о том, что почти всегда в ходе камеральных и выездных налоговых проверок (в том числе, встречных проверок) проверяющие прибегают к такому инструменту налогового контроля как допросы свидетелей. Для налоговиков это малозатратный (в отличие от экспертизы) и самый легкий способ сбора доказательств по выявленным нарушениям.

На допрос в качестве свидетеля в налоговую инспекцию рискует попасть любое физическое лицо, которому, по мнению инспекторов, могут быть известны какие-либо обстоятельства деятельности организации, заключения и исполнения различных сделок и т. д.

Как правило, в первую очередь на допрос в налоговой инспекции вызывают должностных лиц проверяемой компании и руководителей ее контрагентов. Но кроме генерального директора и главного бухгалтера налоговыми свидетелями могут выступать любые сотрудники проверяемой организации (причем как уволившихся, так и ныне работающих).

Свидетеля вызывают повесткой на допрос в налоговую инспекцию, а все показания заносятся в протокол.

Дача пояснений – не допрос

Вызов в налоговую на допрос нередко путают с таким мероприятием налогового контроля, как вызов для дачи пояснений (ст. 31 НК РФ). Он оформляется уведомлением. При этом одним из главных отличий допроса от дачи пояснений является то, что на допрос в качестве свидетеля в налоговую должно явиться лицо, указанное в повестке о вызове (например, генеральный директор), в то время как для дачи пояснений от компании можно направлять любого представителя компании по доверенности (в том числе одного лишь юриста).

Итак, Вам пришла повестка на допрос в налоговую. Есть несколько рекомендаций, как вести себя на допросе и как подготовить сотрудников компании к возможному вызову в качестве свидетелей.

1. Не игнорируйте вызов на допрос в налоговой

Многие полагают, что проще заплатить штраф, чем пойти на допрос в качестве свидетеля в налоговую и сообщить лишнее инспектору. Но это ошибочное мнение. Как показывает практика, зачастую неявка на допрос генерального директора либо главного бухгалтера в ходе камеральной проверки возмещения НДС может послужить одним из «формальных» оснований для отказа компании в возврате либо зачете налога. Налоговая инспекция наряду с иными обстоятельствами может сделать вывод об отсутствии у проверяемой компании признаков ведения реальной предпринимательской деятельности.

Важно!

Неявка на допрос в налоговую без уважительных причин, как и уклонение от допроса, наказывается штрафом в размере 1000 руб. Кроме того, предусмотрена ответственность за неправомерный отказ от дачи показаний и заведомо ложные показания – 3000 руб. (ст. 128 НК РФ).

2. Подготовьтесь к вопросам налоговиков

Допрос свидетелей налоговая инспекция проводит с целью получения весомых, с точки зрения инспекции, доказательств совершения проверяемой компанией тех или иных налоговых нарушений, связь с компаниями-однодневками. Поэтому чаще всего задают вопросы по сделкам и операциям, которые показались инспекторам «сомнительными»:

  • Каким образом и когда нашли данного контрагента (откуда брали информацию)?
  • Почему выбрали именно его?
  • Каким образом контактировали с контрагентом?
  • Кто подписывал договоры и прочие документы?
  • Контактные данные и реквизиты контрагента?
  • Какой товар поставлялся, какие оказывались услуги?
  • Каким образом происходила передача товара, как доставлялся и где хранился?
  • Что входит в ваши обязанности как руководителя компании?
  • Подписывали ли вы (руководитель) договоры и другие документы от имени компании?
  • и др.

3. На допросе в налоговой держитесь непринужденно, не беспокойтесь

Налоговая вызов на допрос свидетеля использует, в том числе, и с целью припугнуть представителя компании. Готовьтесь к тому, что налоговики начнут оказывать на вас психологическое давление. Поддаваться их напору и бояться инспекторов не надо. Установка должна быть такой: ваша компания все сделки заключала в строгом соответствии с законодательством и в проверяемом периоде у нее отсутствовали какие-либо нарушения.

4. Не торопитесь с ответами, отвечайте коротко и четко

Если вызвали в налоговую в качестве свидетеля, хорошо идти на допрос в ИФНС с четко сформулированной версией событий. Но, к сожалению, все вопросы налоговиков предугадать невозможно. К тому же часто налоговики хитрят и задают одни и те же вопросы, но с разных сторон, пытаясь тем самым запутать свидетеля. Если заданный вопрос ставит вас в тупик или кажется подозрительным – не спешите, продумайте ответ. Лучше ответить обобщенно либо даже неопределенно, чем дать противоречивые ответы.

Как свидетелю формулировать свои ответы

Если в ходе допроса в налоговой генеральному директору инспекторы задают какие-либо неудобные вопросы, то можно дать наиболее обобщенные ответы. Например, на вопрос инспектора о том, как было найдено ООО «XXX», контактировали ли Вы с генеральным директором ООО «XXX», получали ли учредительные и иные документы данного поставщика и т.п., можно ответить примерно следующим образом: «Поиском данного поставщика и проверкой пакета документов по ней занимались определенные сотрудники нашего отдела закупок».

На просьбу назвать основных поставщиков компании можно ответить примерно следующим образом: «Главными поставщиками являются ООО «YYY», ООО «ZZZ», более мелких не могу сейчас вспомнить…».

Также допустимо и оправданно, если на заданные проверяющим уточняющие вопросы (тем более, когда речь идет о просьбе инспектора указать на какие-либо документы, привести цифры, назвать даты и т. п.) генеральный директор предоставит неопределенные ответы (в частности, «не располагаю подобными сведениями», «необходимо смотреть документы»).

Например, на вопрос, кто из сотрудников отдела закупок (отдела продаж) лично присутствовал при подписании договора с ООО «XXX», можно ответить фразами «не помню», «затрудняюсь ответить», и др.

В случае присутствия на допросе юриста генеральный директор после каждого задаваемого инспектором вопроса имеет полное право обсуждать с юристом наиболее подходящие варианты (формулировки ответов), а при необходимости после ознакомления с протоколом допроса налоговой и до его подписания – требовать «редактирования» в протоколе формулировок ответов свидетеля.

5. Проверяйте протокол

Внимательно прочитайте протокол допроса налоговой инспекции, чтобы убедиться, что все ваши слова записаны верно, без каких-либо искажений и дополнений. Как показывает практика, проверяющие могут нечетко формулировать подлежащие занесению в протокол вопросы и соответствующие ответы свидетеля. В последующем это предоставляет ИФНС широкие возможности интерпретировать полученные показания в свою пользу, и они в искаженном виде находят свое отражение в принятом по результатам проверки решении.

Читать еще:  Зачем граждане обращаются к нотариусу - перечень услуг

История из практики

В ходе допроса генерального директора ООО «XXX», выступавшего основным поставщиком проверяемой компании, на один из вопросов налоговый свидетель ответил следующим образом: «…документы приносили мне подписанными». При этом, отвечая так, директор имел в виду, что такие документы были уже оформлены со стороны компании-контрагента. Между тем налоговая инспекция в решении по итогам выездной проверки сделала вывод о не подписании первичных документов генеральным директором ООО «XXX».

Практическая ценность сопровождения налогового юриста при допросе генерального директора либо главбуха заключается в следующем:

  • Присутствие юриста необходимо для наиболее корректного и полного отражения в протоколе допроса налоговой показаний генерального директора или главного бухгалтера, исключения двусмысленности и противоречивости, дачи указанными свидетелями показаний сообразно фактическим обстоятельствам финансово-хозяйственной деятельности компании и т. п. При необходимости юрист обратит внимание инспектора на неправильность произведенных в протоколе допроса записей ответов допрашиваемого свидетеля и необходимости их корректировки.

История из практики

Инспектор попросил назвать генерального директора ООО «XXX» его иностранных покупателей. При этом необходимо отметить, что ООО «XXX» работало исключительно по агентским договорам с российскими организациями, в рамках которых оно как агент находило иностранных заказчиков для российских организаций, то есть формально иностранных покупателей у ООО «XXX» не было.

В итоге генеральный директор ответил буквально – «иностранных покупателей нет». В дальнейшем такая формулировка позволила налоговому органу в акте выездной проверки сделать вывод, что содержание протокола допроса генерального директора свидетельствует о номинальности руководства деятельностью ООО «XXX», так как свидетель не смог назвать своих контрагентов, иностранных заказчиков и т.п.

  • Присутствие налогового юриста позволяет также избежать злоупотреблений со стороны налоговой инспекции (например, настоятельных требований проверяющих в адрес генерального директора или главного бухгалтера отказаться от возмещения НДС под угрозой назначения выездной проверки).

Для допроса хватит простой доверенности

Действующее законодательство гарантирует любому лицу право на получение квалифицированной юридической помощи (ч. 1 ст. 48 Конституции РФ). При этом для присутствия и участия юриста в ходе допроса в налоговой необходимо всего лишь оформить на него простую доверенность от имени свидетеля (т.е. нотариально заверять доверенность не надо!).

Более того, сама ФНС России согласна с тем, что в ходе допроса помимо самого налогового свидетеля могут присутствовать иные лица (в том числе юрист по доверенности). При этом им не требуются нотариально заверенные доверенности на представление интересов налогоплательщика (см. письма ФНС России от 31.12.2013 №ЕД-4-2/23706@, от 30.10.2012 №АС-3-2/3920@).

Основная цель компании при допросе ее генерального директора или главного бухгалтера – предоставить налоговикам такие показания, которые с наименьшей долей вероятности приведут к негативным для нее выводам по итогам проверки. Такая цель нами достигается посредством:

  • предварительного подробного обсуждения с генеральным директором/главным бухгалтером вопросов, которые им может задавать инспектор, и наиболее подходящих вариантов ответов на них;
  • выявления возможных проблемных участков хозяйственной деятельности компании, которые могут вызвать наибольший интерес проверяющих.

С учетом изложенного, если генерального директора внезапно вызвали на допрос в налоговой инспекции, не стоит паниковать. Лучше сразу обратиться за помощью к налоговым юристам.

Мы всегда окажем профессиональную поддержку при сопровождении генерального директора на допрос в налоговую.

«Не спешите говорить первое, что приходит в голову». Допрос в налоговой: как избежать шока

«Поиски недополученных средств приводят к профдеформации — сотрудники ведомства постепенно утверждаются в мысли, что бизнес утаивает доходы всегда. По сути, это презумпция виновности».

— Налоговая инспекция, призванная пополнять государственную казну, делает для этого все возможное. Самые горячие темы сегодня — работа компаний с недобросовестными контрагентами и обвинения в дроблении бизнеса.

Но поиски недополученных средств приводят к профдеформации — сотрудники ведомства постепенно утверждаются в мысли, что бизнес утаивает доходы всегда. Они действуют по заветам Феликса Дзержинского, говорившего: «Если у вас нет судимости, это не ваша заслуга, а наша недоработка».

По сути, это презумпция виновности. Такие установки заметно усложняют диалог между предпринимателем и налоговым инспектором, проводящим проверку юридического лица. Особенно когда дело доходит до допросов руководителей и сотрудников компании. Надо понимать, что допрос свидетелей — важнейшая часть налоговой проверки, которая позволяет либо подтвердить уже возникшие подозрения, либо — выяснить, что и где нужно искать.

Думаю, несколько простых советов для бизнеса — как вести себя на допросе в налоговой инспекции — будут нелишними.

Не паникуйте!

Первым делом сотрудник налоговой вручает свидетелю памятку об ответственности за дачу заведомо ложных показаний, где упоминаются статьи уголовного и налогового кодекса. Налоговый кодекс предусматривает за ложные показания штраф в 3 тыс. рублей, а уголовный — судимость вкупе с штрафом, исправительными работами или арестом.

В этом я вижу некую уловку налоговиков, ибо статью УК нельзя применять к допросам в налоговой, даже если в них участвует представитель следственных органов. Эта норма используется только в суде, когда речь идет о показаниях по уголовному делу.

Надо ли предупреждать свидетеля об уголовной ответственности, если он дает показания в рамках налоговой проверки? По этому поводу в судах долго ломали копья и наконец решили: надо! Казалось бы, что здесь особенного? Однако речь идет о психологическом давлении.

Когда несведущий человек приходит в налоговую и видит на листочке бумаги слова об уголовной ответственности, он начинает нести такой вздор, что остается только руками развести — откуда он это взял? Объяснение простое: среднестатистические российские граждане, особенно те, что не занимают руководящих постов, боятся встреч с фискальными органами. От страха они забывают простые вещи, путаются в показаниях, а главное, начинают говорить неправду. Стоит ли удивляться, что простое упоминание о статье УК вводит людей в ступор.

Так вот. Не бойтесь! На ваши показания в налоговой уголовная ответственность не распространяется.

Это не призыв вводить должностных лиц в заблуждение. Но я против, чтобы людей умышленно сбивали с толку.

Читайте между строк

Все, что вы скажете на допросе в налоговой инспекции, занесут в протокол. Протоколы эти бывают двух видов: либо «вопрос — ответ», либо — краткое изложение показаний. Каждый из них удобен по-своему, но протоколу-описанию я доверяю меньше — если признания вытянули с помощью наводящих вопросов, из текста это будет неочевидно.

Прежде чем подписать протокол (на каждом листе), следует внимательно его изучить. Причина банальна: информацию, полученную от свидетеля, налоговый инспектор передает так, как он ее услышал, а иногда — как хотел услышать. Читая такой пересказ, находишь множество несовпадений со словами свидетеля. Тогда протокол допроса приходится исправлять. Если инспектор готов признать, что смысл передан неточно, можно потребовать, чтобы он сам внес соответствующие изменения. Если договориться нельзя, свидетель (или юрист, который с ним пришел) скрупулезно вносит свои замечания в бланке протокола. Юридическая помощь необходима, чтобы не допустить со стороны налоговиков провокационных или наводящих вопросов. Не говоря уже о вопросах, на которые свидетель не может ответить, потому что не обладает нужной информацией.

Рядового сотрудника (представителя компании-перевозчика, менеджера по закупкам, кладовщика и проч.) запутать совсем нетрудно. Достаточно спросить его: «Кто организовал эту схему?» И человек ответит, как считает правильным, не уточнив, что понимают под словом «схема». А варианты могут быть разными — уже потому, что у налоговиков свой понятийный аппарат, где слово «схема» воспринимается негативно.

В ходе допроса часто звучат и двусмысленные вопросы, и неосторожные высказывания. На слух они не воспринимаются, а в письменном виде хорошо заметны. Но заметны только людям с опытом — линейные сотрудники компании, где ведется проверка, подписывают протоколы без лишних сомнений. И часто допускают ошибку, поскольку в протоколе встречаются опечатки (неумышленные, а может, и умышленные), искажающие смысл сказанного свидетелем с точностью до наоборот.

Конечно, свидетель может попросить копию протокола. Предоставлять ее сотрудники налоговой не обязаны, но текст обычно разрешают сфотографировать. И есть еще один важный момент. К акту проверки налоговая прилагает только документы, доказывающие факт правонарушения. Протоколы допросов, свидетельствующие в пользу налогоплательщика, она может игнорировать. Поэтому желательно сверить перечень мероприятий, заявленных в акте, со всеми приложениями. И если чего-нибудь не хватает, затребовать в инспекции копию.

Вспомнить все

Налоговый инспектор, ведущий допрос, часто обращается к событиям трех-четырехлетней давности и спрашивает, на первый взгляд, что-нибудь несущественное. Например, как оформляли заявки на пропуска при доставке товара и входе работников подрядных организаций. Разные свидетели могут ответить по-разному, потому что давно забыли, какой была процедура. Но в налоговой это противоречие истолкуют по-своему.

Обычно сотрудники ведомства уверены, что директор компании вникает во все текущие дела и готов дать комментарий на любую тему. Если он говорит: «не помню» или «не знаю», значит, в действительности финансовой операции, о которой идет речь, не было, считает налоговый инспектор, а представленные документы недостоверны, вводят в заблуждение, и в этом месте нужно копать.

Тут возникает еще одно обстоятельство. Хотя человеческая память не безразмерна, ссылаться на забывчивость там, где она необъяснима естественными причинами, свидетелю не следует. Лучше сказать: «Не помню всех деталей, но могу уточнить по документам и пояснить отдельно». Важно еще, чтобы эту фразу занесли в протокол, иначе там останется только: «не знаю» или «не помню», что инспекторы обычно истолковывают как доказательство фиктивной операции.

Понятно, что оснований для вызова свидетеля на допрос налоговики, скорей всего, не укажут. Но по документам, которые они запросили при проверке, можно спрогнозировать, о чем будут спрашивать сотрудников компании. Накануне допросов прагматичный руководитель собирает всех, кого это касается, чтобы обсудить темы, способные заинтересовать чиновников. При необходимости в компании поднимают документы, чтобы все вспомнить.

Простое правило: никогда не ходите на допросы неподготовленными! И уж тем более не спешите говорить первое, что придет в голову.

Читать еще:  Льготы и компенсации полагающиеся лицам, работающим во вредных условиях

Объясняйте: мне нужно подумать, вспомнить подробности, свериться с бумагами. При необходимости берите тайм-аут.

Нередко налоговая инспекция призывает в свидетели людей, уволившихся из компании, рассчитывая, что они раскроют корпоративные тайны. Зная, кто именно трудился в то время на разных должностях, вы можете связаться с этими людьми (если отношения остались доброжелательными) и предупредить, что их могут вызвать на допрос. Закон этого не запрещает.

Подозрительная Конституция

Нередко свидетели ссылаются на 51 статью Конституции РФ, говорящую, что никто не обязан свидетельствовать против себя, своего супруга и близких родственников. Иногда это выглядит абсурдно. В одном из протоколов, которые я видела, на все до единого вопроса свидетель отвечал: «Статья 51 Конституции».

Думаю, это неразумно. В такой ситуации чиновники налоговой решат, что человек не хочет отвечать на вопросы без каких-либо оснований. И суд (субъективно) тоже будет оценивать демарш свидетеля не в пользу налогоплательщика.

Сакраментальный вопрос — можно ли применить 51 статью Конституции к директору предприятия, которого налоговая вызвала на допрос? Теоретически — да. Но у чиновников на этот счет свое мнение. Они говорят: поскольку руководителя компании допрашивают не о его личной жизни, а о финансовой деятельности юридического лица, прикрываться Конституцией он не должен.

С такой точкой зрения я не согласна — это казуистика. Однако злоупотреблять ссылками на 51 статью не советую. Иначе налоговый инспектор решит, что вы скрываете серьезные нарушения. А у бизнеса в России и без этого много трудностей.

Фото и текст: Михаил Старков

По материалам семинара бизнес-школы «Капитал» и АГ «Капитал» «Как спокойно работать, если цель органов – взыскать?»

Памятка для тех, кого вызвали на допрос в налоговую инспекцию

Управляющий партнер. Руководитель налоговой практики.

Теперь поговорим о том, что надо помнить во время участия в допросе и ответим на наиболее часто задаваемые вопросы в отношении участия в допросе.

1. В силу своих должностных обязанностей, я мало что знаю о деталях хозяйственной деятельности нашей компании, должен ли я идти на допрос?

Налоговые органы вправе вызывать в качестве свидетелей физических лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, значимые для проведения налогового контроля (пп. 12 п. 1 ст. 31 и п. 1 ст. 90 НК РФ).

Налоговый орган обязан до вызова на допрос, выявить основания, подтверждающие что лицо, например, в силу своих должностных обязанностей, может знать значимую для проведения налогового контроля информацию. Произвольный выбор лиц для участия в допросе не допустим.

Однако это не является основанием для отказа в участии в допросе.

Единственное последствие допроса лица, которое не могло знать значимой информации, это невозможность использовать результат этого допроса в качестве доказательства совершения налогового правонарушения.

Главное, что Вы должны помнить во время проведения допроса – не высказывать предположительных фактов, следует сообщать только факты, которые Вам достоверно известны и которые Вы можете чем-то подтвердить.

Помните, в соответствии со ст. 51 Конституции РФ Вы имеете право не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников.

Основанием для неявки могут быть только уважительные причины (болезнь, командировка и т.п.), которые Вы можете подтвердить документами.

2. Какая ответственность мне грозит за неявку на допрос?

Ответственность за неявку (уклонение от явки) для дачи свидетельских показаний по делу о налоговом правонарушении предусмотрена в ч. 1 ст. 128 НК РФ. Штраф установлен в размере 1000 руб.

После привлечения к ответственности, инспекция может повторно Вас вызвать для дачи показаний. В случае повторной неявки налоговый орган вправе привлечь вас к ответственности еще раз, при этом, повторная неявка лица в налоговый орган для допроса в качестве свидетеля является отягчающим обстоятельством (п. 2 ст. 112 НК РФ). В этом случае размер штрафа увеличится в два раза и составит 2000 руб. (п. 4 ст. 114, ч. 1 ст. 128 НК РФ).

3. Налоговая проверка еще не началась или уже закончилась, а меня вызывают на допрос. Правомерны ли действия налогового органа?

От участия в допросе Вы отказаться не можете.

Доказательственная сила результата такого допроса зависит от многих обстоятельств. В основном такие допросы принимаются в качестве доказательства.

4. Налоговый орган приостановил проверку, но вызывает меня на допрос. Правомерны ли действия налогового органа?

Действия налогового органа правомерны — в период приостановления проверки налоговый орган вправе вызывать свидетелей для дачи показаний в инспекцию, т.е. допросить их вне территории налогоплательщика (Письма Минфина России от 18.01.2013 N 03-02-07/1-11, от 05.05.2011 N 03-02-07/1-156, ФНС России от 21.11.2013 N ЕД-3-2/4395@, от 13.09.2012 N АС-4-2/15309@ (п. 16)).

5. Где должен проходить допрос? Могут ли налоговики заявиться ко мне домой?

Допрос должен проводиться в налоговом органе, куда и вызывается физическое лицо (п. 1 ст. 90 НК РФ).

Однако, показания свидетеля могут быть получены и по месту его пребывания (п. 4 ст. 90 НК РФ):

— если физическое лицо не в состоянии явиться в налоговый орган из-за болезни, старости или инвалидности;

— в иных случаях по усмотрению должностного лица налогового органа.

6. Кто может проводить допрос со стороны налогового органа?

Допрос проводит должностное лицо налогового органа (п. 5 ст. 90 НК РФ), указанное среди лиц, участвовавшим в налоговой проверке, что подтверждается судебной практикой (Постановление ФАС Московского округа от 25.12.2012 N А40-113120/11-116-305).

Однако проведение допроса должностным лицом, не участвующим в налоговой проверке, не является основанием для отказа свидетеля от участия в допросе, но это обстоятельство может быть основанием для признания протокола допроса недопустимым доказательством.

Если допрос проводится в офисе налогового органа, в котором находятся другие сотрудники, которые задают вопросы, сопровождают допрос своими комментариями, то такое поведение может быть расценено как давление на свидетеля.

7. С чего начинается допрос?

Перед началом допроса должны быть совершены следующие действия:

— должны быть изучены документы, удостоверяющие личность свидетеля, а также сведения, влияющие на возможность его допроса (п. 2 ст. 90 НК РФ);

— должно быть выяснено, владеет ли свидетель русским языком, и решен вопрос о приглашении переводчика (п. 1 ст. 97 НК РФ);

— налоговый инспектор должен предупредить свидетеля об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний, о чем делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью свидетеля (п. 5 ст. 90 НК РФ).

Не соблюдение этих правил является основанием для признания протокола допроса ненадлежащим доказательством (ч. 3 ст. 64 АПК РФ, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 07.06.2007 N А56-36381/2005, от 13.04.2007 N А56-60477/2005).

8. Какая ответственность мне грозит за отказ (уклонение) от дачи показаний, за дачу ложных показаний?

Отказ от дачи показаний без законных оснований, а равно дача заведомо ложных показаний, влечет ответственность в виде штрафа в размере 3000 руб. (ч. 2 ст. 128 НК РФ).

Отказаться от дачи показаний на законном основании Вы можете следующих случаях:

— вы не обязаны давать свидетельские показания против самого себя, своего супруга и близких родственников (ч. 1 ст. 51 Конституции РФ). Близкими родственниками являются родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки (п. 1 ст. 11 НК РФ, абз. 3 ст. 14 СК РФ, п. 4 ст. 5 УПК РФ);

— вы не обязаны выдавать свою профессиональную тайну (п. 2 ст. 90 НК РФ).

Несмотря на угрозы налоговых инспекторов, меры уголовной ответственности к Вам применяться не могут.

9. Могу ли позвать с собой на допрос кого-нибудь, кто помог бы мне в ходе допроса?

Вы имеете право позвать с собой на допрос своего представителя (юриста, консультанта) — это право каждого гражданина на получение квалифицированной юридической помощи, гарантированное ч. 1 ст. 48 Конституции РФ (письмо ФНС России от 31.12.2013 № ЕД-4-2/23706@, от 30.10.2012 N АС-3-2/3920@)

Следует учитывать, что ответы на вопросы свидетель должен давать самостоятельно. При этом представитель свидетеля вправе давать свидетелю советы и делать замечания, подлежащие внесению в протокол или приобщению к делу.

Представителем свидетеля, в связи с заинтересованностью, не может быть должностное лицо проверяемой организации (письмо Минфина от 22.10.2015 № 03-02-07/1/60796, п. 16 письма ФНС России от 13.09.2012 N АС-4-2/15309@).

10. На что обратить внимание по окончании допроса?

Вы должны обязательно ознакомиться с содержанием протокола.

Протокол должен быть составлен на русском языке и содержать следующие сведения (п. п. 1, 2 ст. 99 НК РФ):

2) место и дату производства допроса;

3) время начала и окончания допроса;

4) должность, Ф.И.О. лица, составившего протокол;

5) Ф.И.О. каждого лица, участвовавшего в действии или присутствовавшего при его проведении, а в необходимых случаях — его адрес, гражданство, сведения о том, владеет ли он русским языком;

6) содержание и последовательность проведения допроса;

7) существенные для дела факты и обстоятельства, выявленные при допросе.

В конце допроса Вы и все присутствующие вправе прочитать протокол допроса и внести в него замечания. Для Вас прочтение протокола является гарантией того, что Ваши показания будут правильно и недвусмысленно отражены в протоколе.

Протокол должны подписать все участники допроса (п. п. 3, 4 ст. 99 НК РФ). После чего Вы должны получить копию протокола.

11. Кто должен возмещать мои расходы в связи с участием в допросе?

В соответствии с п. 1 ст. 131 НК РФ Вы имеете право на возмещение понесенных в связи с явкой на допрос расходов: на проезд, наем жилого помещения, а также суточные.

Выплаты производят непосредственно налоговые органы после проведения допроса (абз. 1 п. 4 ст. 131 НК РФ).

Порядок выплаты и размеры сумм указаны в «Положении о порядке выплаты и размерах сумм, подлежащих выплате свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, привлекаемым для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 16.03.1999 N 298.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector