Возникновение авторского права

​Возникновение авторского права. Презумпция авторства. Способы охраны авторских прав

(По техническим причинам некоторые статьи данной рубрики будут повторены, так как предыдущая версия удалена).

Итак, у вас в голове родился сюжет рассказа, сложились рифмы для стихотворения, вы материализовали свою идею, записав её на бумаге, или в блокнот в телефоне, сохранили файл на компьютере, надиктовали строки на диктофон. То есть закрепили на любом материальном носителе.
С этого момента ваше произведение считается созданным, и у вас возникает авторское право на него.

Интересный и важный момент: идеи, не выраженные на материальном носителе, под действие законов об охране авторского права не попадают. То, что существует в мыслях творческого человека, не признается объектом авторских прав. Таким образом, если идея вашего романа случайно подслушана или озвучена вами в разговоре и реализуется кем-то раньше, чем вы облекли её в материальную форму, то наказывать « вора» не за что.

Исключение составляет публичное исполнение произведения – например, если автор прочтет свой литературный экспромт перед аудиторией.

Авторское право на литературное произведение возникает в силу факта его создания, написания.

При этом под «созданием» понимается не обязательно завершение произведения в соответствии с вашим творческим замыслом. Даже если произведение не закончено, т е. представляет собой черновой вариант и будет доработано, оно все равно охраняется нормами авторского права.

Необходима ли регистрация авторского права и как это сделать?

Для возникновения и осуществления авторского права не требуется какой-то регистрации произведения, его иного специального оформления или соблюдения каких-либо формальностей.

Принцип автоматической охраны авторских прав закреплен в Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений еще в 1886 году и до сих пор остается неизменным.

Закон исходит из презумпции авторства — при отсутствии доказательств иного автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора в публикации, на оригинале или экземпляре (копии) произведения. Данная презумпция распространяется и на случаи создания произведения несколькими авторами, т.е. соавторами.

На практике автор может заранее обеспечить доказательства своих прав на объект интеллектуальной собственности (мы говорим здесь о литературных произведениях), чтобы застраховать себя от потери или непризнания прав автора.

Основной метод предварительной защиты авторских прав — защита приоритета : автор может обеспечить себя доказательствами существования произведения на определённую дату .

Методы такой защиты: публикация произведения в открытых источниках (СМИ), депонирование в авторском обществе или юридической компании, нотариальное удостоверение даты и времени подписания экземпляра произведения, использование специальных Интернет-сервисов.

Наиболее простой вариант – направление самому себе или своему знакомому по почте пакета с экземпляром своего произведения и хранение этого пакета для представления в суд при возникновении спора об авторстве как доказательство того, что в определенную дату произведение было уже создано. Естественно, такой способ не защищен полностью от возможных фальсификаций.

При депонировании (регистрации) в одном из российских авторских обществ появляется независимый посредник, у которого хранится экземпляр произведения и который может в случае возникновения судебного спора подтвердить дату его депонирования. Однако стоимость такой услуги часто слишком велика по сравнению с теми доходами, которые получают российские авторы от использования их произведений, поэтому подавляющее большинство авторов от такой регистрации воздерживаются.

Относительно недорогим является использование различных вариантов совершения нотариальных действий, благодаря которым можно обеспечить довольно надежные доказательства существования экземпляра произведения на определенную дату. К сожалению, нотариальная практика в данной области не отличается единообразием, и обратившимся лицам предлагают разные варианты нотариальных действий: принятие на хранение экземпляра произведения, удостоверение времени его предъявления и т. д.

Но, безусловно, все перечисленные способы не обеспечивают 100% доказательства авторства. Они лишь позволяют подтвердить существование экземпляра произведения на установленную дату и сведения об авторе, указанном на этом экземпляре.

Как доказать своё авторство, если оно оспаривается?
Для подтверждения авторства, т. е. факта создания произведения именно данным лицом или группой лиц, сам автор, его наследники или иные заинтересованные лица при рассмотрении спора в суде могут использовать любые допускаемые российским законодательством доказательства:

  • объяснения сторон и третьих лиц;
  • показания свидетелей;
  • письменные и вещественные доказательства;
  • аудиозаписи и видеозаписи;
  • заключения экспертов.

    Чаще всего процесс доказывания авторства опирается на уже упомянутую нами презумпцию авторства и сводится к необходимости предоставления наиболее раннего по времени экземпляра произведения, на котором указан автор.

    По делам о плагиате (присвоении авторства) нередко используются также заключения экспертов, в качестве которых могут выступать любые назначенные судом экспертные учреждения или специалисты.

    О знаке копирайта.

    Обладатель исключительных авторских прав для оповещения о своих правах вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения (а также может быть указан в публикациях в Интернете) и состоит из трех элементов:

    латинской буквы «С» в окружности: C;

    имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав;

    года первого опубликования произведения.

    Буква «С» является начальной буквой английского слова «copyright» («авторское право»). Помещение знака охраны авторского права на экземплярах опубликованных произведений призвано обеспечить выявление случаев незаконного использования авторских прав на данные произведения.

    Однако знак охраны авторских прав на самом деле имеет только информационное значение и указывает лишь на то, что какое-то лицо считает себя обладателем исключительных авторских прав на произведение. Основания, согласно которым оно делает такой вывод, должны быть подтверждены иными доказательствами – наличием авторских договоров, свидетельства о праве на наследство и т. д.

    Сам по себе знак копирайта не может служить основанием для установления факта обладания авторскими правами на произведение. Абсолютно никакого правового значения не имеют и надписи вроде «Все права защищены» («All rights reserved»), пришедшие к нам из американской практики.

    Плагиат и как с ним бороться? Как самому проверить, не нарушаются ли ваши авторские права?

    Плагиат — это умышленно совершаемое неким лицом незаконное использование или распоряжение охраняемыми результатами чужого творческого труда, которое сопровождается доведением до других лиц ложных сведений о себе как о действительном авторе. Проще говоря, нарушитель ваших авторских указывает себя автором вашего литературного произведения.

    Плагиат выражается не только в публикации под своим именем чужого произведения, но и в заимствовании фрагментов чужих произведений без указания источника.

    Обязательный признак плагиата — присвоение авторства. А вот неправомерное использование

    (опубликование, копирование, продажа произведения) само по себе не плагиат, а другой вид нарушения авторского права, часто называемый «пиратством».

    Не являются плагиатом подражание, пародия, заимствование идей и цитирование.

    С появлением Интернета плагиат превратился в серьезную проблему, так как, попадая в Сеть, произведение становится доступно огромному количеству пользователей, а идентифицировать автора всё сложнее.

    Сейчас существует большое количество сервисов и программ, позволяющих каким-либо образом выявить плагиат.

    Например, Антиплагиа́т (www.antiplagiat.ru ) — российский интернет-проект, программно-аппаратный комплекс для проверки текстовых документов на наличие заимствований из открытых источников в сети Интернет и других источников. Проект доступен для рядовых пользователей.

    При подготовке данной статьи использовались нормы действующего законодательства РФ об авторских правах и Википедия.

    Статья 9. Возникновение авторского права. Презумпция авторства.

    1. Авторское право на произведение науки, литературы и искусства возникает в силу факта его создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей.
    Обладатель исключительных авторских прав для оповещения о своих правах вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из трех элементов:
    латинской буквы «C» в окружности: C;
    имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав;
    года первого опубликования произведения.
    2. При отсутствии доказательств иного автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения.
    3. При опубликовании произведения анонимно или под псевдонимом (за исключением случая, когда псевдоним автора не оставляет сомнения в его личности) издатель, имя или наименование которого обозначено на произведении, при отсутствии доказательств иного считается представителем автора в соответствии с настоящим Законом и в этом качестве имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление. Это положение действует до тех пор, пока автор такого произведения не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве.

    Читать еще:  Оскорбление личности - статья 130 ук рф и 5.61 коап

    Комментарий к статье 9

    1. Возникновение авторских прав с момента создания произведения — краеугольный камень всей системы авторского права.
    Норма первой фразы рассматриваемой статьи корреспондирует нормам п. 2 ст. 6, из которых следует, что авторское право распространяется на любые — как обнародованные, так и не обнародованные — произведения, выраженные в объективной форме. Следовательно, авторское право возникает не с момента обнародования или опубликования произведения, а с момента его создания, т.е. выражения в объективной форме.
    2. Создание произведения как юридический факт, влекущий возникновение авторских прав, не является сделкой, а потому произведения могут создаваться малолетними и недееспособными гражданами.
    3. Если время создания произведения не совпадает со временем его обнародования, бывает трудно определить время создания произведения.
    Обычно точное время создания произведения не имеет правового значения, поскольку авторское право не знает понятия первенства (приоритета) в создании произведения (см. также п. п. 4 и 5 комментария к ст. 6).
    Вместе с тем в отношении авторов — иностранных граждан в тех случаях, когда охраняемость их произведения зависит от времени первого обнародования, считается, что произведение было создано в момент обнародования, а предшествующее существование произведения в качестве необнародованного не учитывается. Равным образом не учитывается и место создания необнародованного произведения.
    4. Вторая фраза ч. 1 п. 1 данной статьи исключает возможность того, что какая-либо организация, административный или судебный орган потребуют от автора или иного правообладателя выполнения каких-то формальностей, касающихся произведения.
    Закон исходит из того, что осуществление и защита авторских прав могут производиться без каких-либо формальностей.
    5. Более подробный перечень таких формальностей содержится в п. 1 ст. III Всемирной конвенции об авторском праве. Эта конвенция упоминает о следующих формальностях: депонирование экземпляров, регистрация, оговорка о сохранении авторского права, нотариальные удостоверения, уплата сборов, изготовление или выпуск в свет экземпляров произведения на территории данного государства.
    Пункт 4 ст. III Всемирной конвенции устанавливает, что не выпущенные в свет произведения также должны охраняться без каких-либо формальностей.
    Эти конвенционные нормы применяются и на территории России.
    6. Если же автор или иной владелец авторских прав намерен заранее обеспечить доказательства своего авторства, он может зарегистрировать свое произведение у нотариуса, в общественных организациях, а в некоторых случаях — и в государственных организациях.
    Наиболее распространенной является регистрация, осуществляемая Российским авторским обществом (РАО) или филиалом РАО.
    РАО берет плату за такую регистрацию. При этом выдается свидетельство, подтверждающее дату и факт регистрации.
    Зарегистрированы могут быть как неопубликованные, так и опубликованные произведения и иные объекты интеллектуальной собственности. Правовое значение такой регистрации неясно, а потому нет оснований рекомендовать авторам и другим правообладателям прибегать к ней.
    7. Наряду с указанной регистрацией РАО и его филиалы регистрируют произведения, которые исполняются публично, воспроизводятся в механической или иной записи, репродуцируются, т.е. подпадают под случаи коллективного управления имущественными авторскими правами (см. ст. 44 и комментарий к ней).
    В этом случае регистрация произведений в РАО имеет функциональный, технический характер: она помогает поиску и идентификации произведений и их авторов. Такая регистрация не создает авторского права и не увеличивает объем этого права, но ее следует осуществлять в силу договоров, которые заключаются между авторами и РАО.
    8. Примером государственной регистрации произведений может служить регистрация, осуществляемая Российским агентством по правовой охране программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем (РОС АПО).
    В соответствии со ст. 13 Закона «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных», а также с ведомственными правилами РОС АПО регистрирует программы для ЭВМ и базы данных.
    Регистрация является добровольной; она может быть осуществлена в течение всего срока действия авторского права. Заявителю выдается свидетельство. Регистрация облагается государственной пошлиной.
    Регистрация не создает авторского права и не расширяет объем существующего авторского права. После проведения регистрации договоры о полной уступке всех имущественных прав на зарегистрированный объект должны быть зарегистрированы в РОС АПО, а иные договоры об уступке имущественных прав могут быть зарегистрированы в РОС АПО.
    9. Часть 2 п. 1 комментируемой статьи посвящена знаку охраны авторского права (часто именуется «знак копирайт» или просто «копирайт» — от английского слова «copyright», что в переводе означает «авторское право»).
    10. Знак охраны авторского права впервые был введен в наше законодательство в связи с присоединением СССР ко Всемирной конвенции об авторском праве в 1973 году.
    Эта конвенция предусматривает, что, если любая страна, входящая в конвенцию, требует выполнения каких-либо формальностей для возникновения или осуществления авторских прав, то все эти формальности считаются выполненными, если на произведении стоит знак охраны авторского права.
    Проставление этого знака практически требовалось для обеспечения охраны произведений в США.
    Именно поэтому в СССР появились различные ведомственные инструкции и даже государственные стандарты, предусматривающие обязательное проставление знака охраны авторского права.
    Но в 1989 году в связи со вступлением США в Бернскую конвенцию, которая запрещает требовать соблюдения каких бы то ни было формальностей, законодательство США было изменено и снабжение произведения знаком охраны перестало быть обязательным условием для авторско — правовой охраны произведения в США.
    Таким образом, для российских произведений практически отпала опасность лишения их охраны по авторскому праву зарубежных стран в связи с отсутствием такого знака.
    Тем не менее некоторые ведомственные инструкции и государственные стандарты, предусматривающие обязательное проставление знака охраны авторских прав, в России продолжают действовать. Эти документы не имеют логического обоснования. Отсутствие такого знака на экземпляре произведения как российского, так и иностранного автора не лишает это произведение авторско — правовой охраны.
    11. В Законе указывается, что знак охраны авторского права может помещать на экземплярах произведения обладатель исключительных авторских прав.
    Эта форма сформулирована как рекомендательная: помещение такого знака — право, а не обязанность.
    Кроме того, из этой нормы не может быть сделан вывод о том, что обладатель неисключительных авторских прав не может пользоваться знаком охраны. Последнее часто имеет место на практике.
    Вообще пользование знаком охраны авторского права носит не правовой, а чисто информационный характер.
    12. Правовое значение знака охраны авторского права лишь косвенное: он свидетельствует о том, что проставившее этот знак лицо считает себя владельцем авторского права и заявляет об этом.
    Сам по себе знак охраны авторского права не создает каких-либо дополнительных прав.
    13. Владелец авторских прав, предоставляя другому лицу право на использование произведения, может по договору обязать его проставлять знак охраны авторского права. В подобной ситуации проставление такого знака становится обязательным.
    14. Сам знак охраны состоит из трех элементов: буквы C в окружности; имени (наименования) владельца авторского права; года первого опубликования произведения.
    Буква «C» первоначально означала первую букву английского слова «copyright» — авторское право; теперь этот символ потерял связь с данным словом.
    В качестве владельца авторских прав обычно указывается автор, реже — его наследник или правопреемник по договору. Часто в знаке охраны авторских прав фигурируют и владельцы неисключительных авторских прав.
    Указание на год первой публикации произведения особенно важно для произведений иностранных авторов: год первой публикации часто позволяет установить, охраняется ли произведение авторским правом в России (см. комментарий к ст. 5).
    15. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи устанавливается презумпция того, что автором произведения является лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения. Эта презумпция действует и в отношении автора, указанного под псевдонимом.
    Имя автора может сопровождаться указанием на то, что это лицо является автором, например: «Автор — такой-то» или «Составил («Разработал») — такой-то». Но обычно имя автора не сопровождается такими указаниями.
    Указанная презумпция легко опровержима: для этого достаточно представить другой оригинал или экземпляр произведения, на котором нет имени автора или проставлено имя другого автора.
    16. Пункт 3 данной статьи относится к тем ситуациям, когда произведение опубликовано анонимно или под псевдонимом. В этих случаях при осуществлении и защите авторских прав издатель вправе выступать вместо автора. При этом он не должен предоставлять доверенность от автора или договор с ним, поскольку автор пожелал сохранить свое имя в тайне.
    Иными словами, здесь мы имеем дело с законным представительством (п. 1 ст. 182 ГК).
    17. Норма, содержащаяся в п. 3, должна распространяться по аналогии на любые обнародованные произведения.
    Что касается «издателя», то под ним следует понимать любое лицо, которое впервые опубликовало произведение или обнародовало его. Второй и последующие «издатели» не могут пользоваться этим правом.
    18. Указанное законное представительство не действует, если автор раскроет свою личность и заявит о своем авторстве. Такое заявление не обязательно должно быть публичным: автор может просто подписать авторский договор или вступить в гражданский процесс без широкого оповещения о своем авторстве. При этом для третьих лиц издатель будет продолжать оставаться законным представителем автора.
    19. «Издатель» имеет право выступать в качестве законного представителя автора даже в том случае, когда авторство на произведение, опубликованное анонимно или под псевдонимом, становится широко известным, но самим автором не раскрыто.
    Иными словами, решающее правовое значение имеет норма, содержащаяся во второй фразе п. 3 ст. 9 Закона.

    Читать еще:  Кто такой созаемщик по ипотеке и его права и обязанности

    Что нужно знать об авторском праве?

    Порядок осуществления прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальных прав) определяет гражданское законодательство.

    Что нужно знать об авторском праве?

    — возникновение авторского права

    Согласно ст. 1259 Гражданского кодекса РФ, к объектам авторского права относятся следующие произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения:

    драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

    хореографические произведения и пантомимы;

    музыкальные произведения с текстом или без текста;

    произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

    произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

    произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;

    фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

    географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;

    К объектам авторских прав также относятся:

    программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения;

    производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения;

    составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

    Вместе с тем в силу прямого указания закона авторские права не распространяются на:

    идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования;

    официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;

    государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований;

    произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;

    сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).

    Произведение признается объектом авторского права независимо от того, обнародовано оно или нет; не требуется и какого-либо формального подтверждения, квалификации произведения в качестве объекта в каком-либо государственном органе. Закон прямо указывает на то, что для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей (п. 4 ст. 1259 ГК). Термин «формальность» обозначает выполнение определенных процедур, установленных законодательством (применение знака охраны авторского права, регистрация и депонирование произведений, регистрация авторского договора).

    Однако автор произведения вправе, но не обязан для оповещения о своих правах использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из трех элементов: латинской буквы C в окружности, имени автора и первого года опубликования. Проставление знака охраны целесообразно с практической точки зрения, поскольку, во-первых, обеспечивает правовую охрану произведения в тех странах, где соблюдение формальностей является условием правовой охраны, и, во-вторых, информирует потенциального пользователя о правообладателе.

    Вместе с тем для обеспечения идентификации произведения и для последующего сбора гонорара за его использование осуществляется регистрация этих произведений в авторско-правовых обществах (например, в Российском авторском обществе — РАО). За регистрацию взимается плата. При этом выдается свидетельство, подтверждающее факт регистрации и дату регистрации.

    При регистрации произведений автор должен представить клавир, текст, кассету с записью и т.д. и заполнить специальную регистрационную форму. Автор дает гарантию, что он является действительным создателем произведения и что последнее не нарушает права третьих лиц. Такое свидетельство может быть использовано впоследствии в качестве доказательства в суде. Однако следует иметь в виду, что такая регистрация не создает авторского права.

    В последние годы появилась практика использования нотариального заверения как способа удостоверения авторского права на произведение. Так, автор текста, который он рассматривает в качестве оригинального произведения, ставит под ним свою подпись, которая, по существу, и удостоверяется нотариусом. Согласно ст. 80 Основ законодательства о нотариате нотариус, свидетельствуя подлинность подписи, не удостоверяет фактов, изложенных в документе, а лишь подтверждает, что подпись сделана определенным лицом.

    Дела о признании авторства рассматриваются в порядке особого производства, поскольку они относятся к делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение. При этом суд устанавливает факт авторства лишь при невозможности получения заявителем в ином порядке документов, удостоверяющих этот факт, либо при невозможности восстановления утраченных документов. Если было нарушено право на авторство, то автор может потребовать признания авторства путем совершения специальных действий. Например, такое признание может быть осуществлено с помощью специального сообщения в печати. В публикации о допущенном нарушении должно быть указано, где и когда было допущено нарушение и каким образом.

    — нормативная база

    Первым и основополагающим источником авторского права является Конституция РФ. Статья 44 Конституции РФ гарантирует каждому свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания.

    Порядок осуществления прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальных прав) определяет гражданское законодательство, которое состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов.

    Часть четвертая ГК РФ введена в действие с 1 января 2008 г. федеральным законом от 18 декабря 2006 г. № 231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации». Она применяется к правоотношениям, возникшим после введения ее в действие.

    По правоотношениям, возникшим до введения в действие части четвертой ГК РФ, она применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения ее в действие.

    Права на результаты интеллектуальной деятельности, охраняемые на день введения в действие части четвертой ГК РФ, продолжают охраняться в соответствии с правилами части четвертой ГК РФ.

    Автор произведения или иной первоначальный правообладатель определяется в соответствии с законодательством, действовавшим на момент создания произведения.

    Большое значение имеют федеральные законы, развивающие и конкретизирующие положения ГК РФ. Например, отдельные нормы, касающиеся авторского права, содержатся в федеральном законе от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», федеральном законе от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и др.

    Подзаконные нормативные акты и иные правовые акты, содержащие нормы авторского права, принимаются в целях формирования механизма реализации принятых федеральных законов.

    Среди подзаконных нормативных актов наибольшей юридической силой обладают указы Президента РФ (например, указ Президента РФ от 5 декабря 1998 г. № 1471 «О мерах по реализации прав авторов произведений, исполнителей и производителей фонограмм на вознаграждение за воспроизведение в личных целях аудиовизуального произведения или звукозаписи произведения»).

    Они могут быть приняты по любому вопросу, входящему в компетенцию Президента, кроме тех положений, когда соответствующие правоотношения регулируются только федеральным законом.

    Постановления Правительства РФ, содержащие нормы гражданского права, принимаются лишь на основании и во исполнение перечисленных выше актов более высокой юридической силы и должны соответствовать ГК РФ, другим федеральным законам и указам Президента РФ (ст. 3 ГК РФ (см., например, Постановление Правительства РФ от 21 марта 1994 г. № 218 «О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства»)).

    В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации ГК РФ или иному закону, применяется ГК РФ или соответствующий закон.

    Федеральные органы исполнительной власти также могут издавать акты, содержащие нормы авторского права, в случаях и в пределах, предусмотренных ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами.

    Для рассматриваемой сферы правоотношений наибольшее значение имеют акты Министерства образования и науки Российской Федерации и Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам.

    Существенное значение для авторских правоотношений имеют нормы международного права. В настоящее время Российская Федерация является участницей следующих международных договоров:

    Читать еще:  Оформление купли-продажи дома с земельным участком

    Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности (Стокгольм, 14 июля 1967 г., в редакции от 2 октября 1979 г.; вступила в силу для СССР 26 апреля 1970 г.);

    Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений (Берн, 9 сентября 1886 г.; вступила в силу для Российской Федерации 13 марта 1995 г.) (далее — Бернская конвенция);

    Всемирной конвенции об авторском праве (Женева, 6 сентября 1952 г.; пересмотрена в Париже 24 июля 1971 г.; вступила в силу для СССР 27 мая 1973 г.);

    Соглашения о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав, заключенные в Москве 24 сентября 1993 г.

    Кроме того, Россия имеет двусторонние соглашения о взаимной охране авторских прав с такими странами, как Австрия, Болгария, Польша, Венгрия, Швеция, Чехия, и некоторыми другими.

    Пункт 2 статьи 7 ГК РФ устанавливает, что «если международным договором, в котором участвует Российская Федерация, установлены иные правила, чем те, которые установлены гражданским законодательством, то применяются правила международного договора».

    Помимо российского гражданского законодательства и норм международного права, следует также учитывать обычаи делового оборота, которые могут регулировать предпринимательскую деятельность в сфере науки, литературы и искусства (независимо от того, зафиксированы ли они в каком-либо документе — п. 1 ст. 5 ГК РФ). Обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются.

    Важное практическое значение имеют публикуемые решения по конкретным делам (прецеденты), а также обзоры практики рассмотрения отдельных категорий споров и иные рекомендации высших судебных инстанций, которые публикуются в журналах «Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации» и «Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации». Несмотря на то, что они не являются источниками права, их роль в установлении единообразного подхода в применении соответствующих норм весьма существенна.

    ©2020, Портал поддержки предпринимательства Нижегородской области.
    Ссылка при цитировании материалов сайта обязательна.

    Возникновение авторских прав. Права авторов

    Возникновение авторского права. Презумпция авторства.1. Авторское право на произведение науки, литературы и искусства возникает в силу факта его создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей. Обладатель исключительных авторских прав для оповещения о своих правах вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из трех элементов:латинской буквы «С» в окружности: C;имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав; года первого опубликования произведения.2. При отсутствии доказательств иного автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения. 3. При опубликовании произведения анонимно или под псевдонимом (за исключением случая, когда псевдоним автора не оставляет сомнения в его личности) издатель, имя или наименование которого обозначено на произведении, при отсутствии доказательств иного считается представителем автора в соответствии с настоящим Законом и в этом качестве имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление. Это положение действует до тех пор, пока автор такого произведения не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве.автору в отношении его произведения принадлежат следующие права:- право признаваться автором произведения (право авторства);- право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, то есть анонимно (право на имя);- право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв;- право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора).Личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и полностью сохраняются за ним даже в случае уступки исключительных прав на использование произведения.

    100.Авт.дог-ры:понятие,виды и содерж. Авторский договор – соглашение, по которому одна сторона (автор) передает или обязуется передать в будущем имущественные права на произведение, а другая сторона (правообладатель) обязуется выплатить обусловленное сторонами вознаграждение, обеспечив при использовании указанных прав личные неимущественные права автора. В зависимости от вида произведения и способа его использования выделяют: 1.договоры на создание и использование литературных произведений; 2договоры на создание и использование музыкальных произведений; 3договоры на создание и использование архитектурных произведений; 4договоры на создание и использование иных произведений (аудиовизуальных, графических и т. д.).

    В зависимости от степени готовности произведения выделяют:авторский договор заказа; авторский договор на готовое произведение. Также выделяют:авторский договор на обнародованное произведение; авторский договор на необнародованное произведение. В зависимости от характера передаваемых прав выделяют:авторский договор о передаче исключительных прав; авторский договор о передаче неисключительных прав. В зависимости от способа использования произведения выделяют:издательский авторский договор;постановочный авторский договор; сценарный авторский договор; авторский договор о депонировании рукописи; авторский договор художественного заказа; авторский договор об использовании в промышленности произведений декоративно-прикладного искусства; авторский договор о передаче произведения в эфир или сообщении для всеобщего сведения по кабелю.

    В авторском договоре должны быть отражены условия о предмете авторского договора, способах использования произведения (конкретные права, передаваемые по данному договору), сроках предоставления произведения, размер вознаграждения, порядок и сроки его выплаты, срок и территория, на которые передается право, и другие условия, которые стороны сочтут существенными для данного договора. При отсутствии в авторском договоре условия о сроке, на который передается право, договор может быть расторгнут автором по истечении пяти лет с даты его заключения, если пользователь будет письменно уведомлен об этом за шесть месяцев до расторжения договора. При отсутствии в авторском договоре условия о территории, на которую передается право, действие передаваемого по договору права ограничивается территорией РФ.

    101.Защита автор.прав. защита — это совокупность мер, целью которых является восстановление и признание этих прав в случае их нарушения. Защите подлежат как нарушенные личные неимущественные, так и исключительные права. Защита авторских прав осуществляется в предусмотренном законом порядке, т.е. посредством применения надлежащей формы, средств и способов защиты. Под формой защиты понимается комплекс внутренне согласованных организационных мероприятий по защите субъективных прав и охраняемых законом интересов. Различают две основные формы защиты — юрисдикционную и неюрисдикционную. Юрисдикционная форма защиты есть деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых субъективных авторских прав. Суть ее выражается в том, что лицо обращается за защитой к государственным или иным компетентным органам, Неюрисдикционная форма защиты охватывает собой действия граждан и организаций по защите авторских прав, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения за помощью к государственным или иным компетентным органам. Под способами защиты авторских прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и воздействие на правонарушителя:1) признания прав;2) восстановления положения, существовавшего до нарушения права;3) пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;4) возмещения убытков, включая упущенную выгоду;5) взыскания дохода, полученного нарушителем вследствие нарушения авторских и смежных прав;6) выплаты компенсации;7) принятия иных предусмотренных законодательными актами мер, связанных с защитой их прав

    102. правообладатели и объекты смежных прав. Правообладатели смежных прав: исполнитель произведений ,производитель фонограмм , организация эфирного и кабельного вещания , публикатор ,изготовитель базы данных . Объектами смежных прав являются: 1) исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров — постановщиков спектаклей (исполнения), если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств;2) фонограммы, то есть любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение;3) сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания, в том числе передач, созданных самой организацией эфирного или кабельного вещания либо по ее заказу за счет ее средств другой организацией;4) базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов;5) произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений.Интеллектуальные права на результаты исполнительской деятельности (исполнения), на фонограммы, на сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания), на содержание баз данных, а также на произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние, являются смежными с авторскими правами (смежными правами). 2. К смежным правам относится исключительное право, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, относятся также личные неимущественные права.

  • Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector