Медико-социальная помощь: разновидности услуг и способы получения

Формы и методы оказания медико-социальной помощи населению

Медико-социальная помощь заключается в решении медицин­ских, социально-бытовых, психологических, юридических вопро­сов. Обеспечение инвалидов медикаментами, продуктами питания по льготным ценам, оформление и переоформление документов для направления больного на медико-социальную экспертизу при стойких ограничениях жизнедеятельности и трудоспособности также входят в круг обязанностей медико-социального работника. Больные с ограниченными возможностями должны быть трудо­устроены с использованием различных форм организации труда (надомный труд, неполный трудовой день и т. д.).

В компетенцию медико-социального работника входят вопросы, связанные с нетрудоспособностью больных, направленных в са­натории из больничных учреждений после хирургического заболе­вания или оперативного вмешательства, участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (1986-1987 гг.), ин­валидов, пострадавших от радиационного воздействия, эвакуиро­ванных из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и других категорий лиц.

Медико-социальная работа, которую проводит социальный ра­ботник, — это реальное воплощение медико-социальной защиты населения. Она направлена на оказание конкретной помощи людям, в ней нуждающимся.

Служба медико-социальной помощи комплектуется специально подготовленными работниками, исходя из поставленных перед ней задач. Утверждение соответствующих должностей социальных ра­ботников с медицинской ориентацией в лечебно-профилактических учреждениях, их квалификационная характеристика, отлаживание системы подготовки кадров для работы в практическом здраво­охранении — основы организации медико-социальной службы.

Для оказания полноценной медико-социальной помощи насе­лению необходима трехуровневая система, предусматривающая работу специалистов с высшим, средним специальным образова­нием и персонала, добровольно помогающего ухаживать за пре­старелыми, одинокими, инвалидами, тяжелыми хроническими больными. Комплексный подход к оказанию медико-социальной помощи предусматривает одновременное участие специалистов всех трех уровней.

В компетенцию специалиста высшего уровня (социальный ра­ботник с высшим образованием — социально ориентированный врач) входит получение полной информации о социальном по­ложении населения, создание банка данных — социальной карты региона.

Основными функциями медико-социального работника среднего звена является непосредственная патронажная работа с семьями по реализации конкретных услуг: оказание первичной медико-санитарной помощи инвалидам, одиноким, больным хроническими заболеваниями; содействие в обеспечении медикаментами, пере­вязочными и гигиеническими средствами, продуктами питания через специальные магазины по льготным ценам; организация консультативной помощи правоведов, психологов, педагогов; сани-тарно-просветительная работа и обучение само- и взаимопомощи; выявление и пресечение аномальных явлений в семье; форми­рование здорового образа жизни у детей и подростков; осущест­вление социально-бытовой помощи одиноким престарелым и инвалидам; выявление нуждающихся в ортопедической технике, протезах.

Социально-медицинская работа третьего уровня выполняется добровольцами: лицами из числа верующих, представителями Общества Красного Креста и других организаций, которые по убеж­дению или из чувства сострадания и сочувствия оказывают непо­средственную посильную физическую, моральную, психологическую помощь людям, нуждающимся в посторонней помощи (сиделки у тяжелобольных, одиноких людей, сопровождающие слепых, инвалидов и т. д.).

Через социального работника третьего уровня может осущест­вляться связь медико-социальных работников поликлиники с до­бровольными организациями, оказывающими помощь в соци­альной работе (возрождение благотворительности и милосердия, создание соответствующих добровольных структур).

Одной из рациональных форм организации социальной помощи населению являются отделения медико-социальной помощи,со­здаваемые при территориальных поликлиниках. Формирование медико-социальных структур на базе лечебно-профилактических учреждений целесообразно по многим причинам и обусловлено прежде всего тем, что общественное здоровье зависит от решения как медицинских, так и социальных проблем.

  1. Технологии социальной работы с семьёй

Семья, будучи наиболее универсальным, всеобъемлющим социальным институтом, отражает в себе практически все социальные проблемы: малообеспеченность, социальную дезадаптированность, трудности многодетных и инвалидов, специфичность положения беженцев и насилия над детьми и женщинами, а также многое другое. При этом надо помнить, что социальному работнику предстоит иметь дело с различными типами семей, относящихся к культурно несхожим слоям с различными этническими и религиозными традициями, с максимально запутанными проблемами клиентов, с людьми социально ущемленными, фрустрированными. В этих условиях социальная работа в семье выдвигается в число приоритетных направлений.

Намечая концепцию социальной работы с семьей, необходимо знать, что разрешение одной проблемы семьи невозможно без исцеления всего общества. В тоже время задачи следует разделять на необходимые, неотложные, с одной стороны, и перспективные, возможные, долгосрочные, с другой. Конкретная программа действий должна исходить из наличия финансовых и организационных возможностей. Необходима продуманная социальная программа работы с семьей в каждом регионе России, с учетом всех его социально-экономических и демографических характеристик.

Социальную работу с семьей можно разделить на два основных направления: работа в домашних условиях и работа вне дома.

Раскрывая первое направление, отметим, что социальные службы призваны оказывать финансовую помощь семье, предлагать услуги по социальной защите, дневному уходу, ведению домашнего хозяйства, обучению семейной жизни, заниматься семейно терапией, разрешать конфликты.

Второе направление предполагает создание приютов домашнего типа, организацию усыновления, развитие социальных инициатив, взаимодействие с общественными формированиями, которые занимаются проблемами семьи и детей.

Предоставление социальных услуг различным категориям семей является одним из динамично растущих секторов социальной работы в постиндустриальных обществах. В России становление этого вида деятельности было обусловлено не только социально-экономическими трудностями переходного периода, но и построением демократического общества, ростом внимания к социальной субъектности каждой семьи.

Для современного этапа развития работы с семьей характерна большая вариантность в подходах. Это касается выбора типов учреждений, их структурно-функциональных схем и правового статуса. Один из ключевых элементов социальных технологий работы с семьей заключается в том, что они ориентируются не на абстрактную семью, а на различные конкретные типы семей, прежде всего маргинальные, кризисные; в гораздо большей степени, чем это имеет место с пожилыми, учитывает особенности социального окружения конкретной семьи, ее социальные характеристики.

Социальные аномалии, поразившие семью, достигли того порога, за которым начинается деградация общества, крушение его основ. Именно с этим можно связать преобладание реабилитационной и адаптационной функций в системе социальных технологий работы с семьей, несмотря на необходимость и важность профилактики.

Социальная работа с такой семьей начинается с тщательного изучения семейной проблемы, ознакомления с личностями супругов и их семейными и брачными установками. Негативные черты личности, такие как истеричность, психоастеничность могут быть причиной разрушительных взаимоотношений. Серьезное расхождение в семейно-брачных установках может оставаться не выявленным достаточно долго, но в переломные моменты выясняется, что супруги придерживаются различных моделей семьи, имеют несовпадающие взгляды на воспитание детей, эмоциональные, бытовые, финансовые и прочие взаимоотношения. Соответственно в таких ситуациях семейная терапия включает в себя нахождение компромисса в культурно-смысловой сфере, коррекцию накопившихся социально-психологических стериотипов, обучение навыкам неконфликтного поведения.

Такая работа проводится путем индивидуальных бесед и интервью, групповой психотерапии или игровой терапии. К числу активно применяемых методик относится так называемая «да-терапия» – аутодиагностическая и психокоррекционная методика, при помощи которой конфликтующие супруги рационализируют свое негативное эмоционально-психическое отношение друг с другом. В ходе ее осуществления предлагается ответить «да» или «нет» на ряд четко сформулированных вопросов относительно различных сторон отношения супругов друг к другу. В результате баланса положительных или отрицательных ответов отвечающий супруг может как уйти от «презумпции виновности» другого супруга, так и определить свои реальные пожелания относительно него – хочет ли он действительно улучшить отношения, или ситуация идет к разрыву.

В целях реализации семейной политики в России начинает формироваться система учреждений, ориентированных на укрепление и развитие семьи как социального института. Особое место в этой системе занимают центры социальной помощи семье, находящейся в социально опасном положении. Данные центры являются муниципальными учреждениями, которые предназначены для комплексного обслуживания семьи, нуждающейся в социальной поддержке, путем оказания своевременной и квалифицированной социальной помощи различных видов. Основными направлениями деятельности таких центров являются:

— раннее выявление неблагополучия в семьях и осуществление коррекционной работы в интересах несовершеннолетних детей;

— профилактика наркомании и алкоголизма среди подростков и пропаганда здорового образа жизни;

— профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Необходимым условием успешного функционирования механизма выявления семей, находящихся в социально-опасном положении является тесное взаимодействие центра с представителями микросоциума: работниками медицинских и образовательных учреждений, советов территориального общественного самоуправления, управляющими микрорайонов, которые в силу особенностей своей профессиональной деятельности имеют возможность наблюдать факты, свидетельствующие о неблагополучии в семьях, проживающих на обслуживаемой территории.

Одной из традиционных форм социальной помощи семье, которую можно отнести к групповым, являются клубы. Многие специалисты расценивают клубы как своеобразное творческое пространство, объединение заинтересованных людей разных категорий, у которых существуют общность проблем или деятельности. Дети приходят в данные учреждения для самоутверждения, здесь формируется уважение к самим себе на основе уважения окружающих, здесь они приобретают социальные знания и умения

Читать еще:  Сколько стоит приватизация квартиры в 2019 году

Статья 20. Виды социальных услуг

Статья 20. Виды социальных услуг

Комментируемая статья определяет исчерпывающий перечень видов социальных услуг, которые предоставляются получателям социальных услуг с учетом их индивидуальных потребностей, а также определяет основное содержание каждого из видов социальных услуг. Общее понятие «социальная услуга» определено в п. 2 ст. 3 комментируемого Закона как действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в т.ч. срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.

Ни Закон 1995 г. об основах социального обслуживания населения, ни Закон 1995 г. о социальном обслуживании пожилых и инвалидов такого регулирования не содержали. Лишь в первом из названных Законов было определено, что социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации (ст. 1). Вместе с тем соответствующее регулирование закреплено в разделе 2.2 «Виды социальных услуг» национального стандарта РФ ГОСТ Р 52495-2005 «Социальное обслуживание населения. Термины и определения», утв. и введ. в действие Приказом Ростехрегулирования от 30 декабря 2005 г. N 532-ст.

В комментируемой статье перечислены следующие виды социальных услуг:

1) социально-бытовые услуги. В качестве целей таких услуг при этом названо поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту. Пункт 2.2.6 национального стандарта РФ ГОСТ Р 52495-2005 содержит подобное определение понятия «социально-бытовая услуга»: социальная услуга, направленная на поддержание или обеспечение жизнедеятельности клиентов в быту;

2) социально-медицинские услуги. Как определено при этом, такие услуги имеют своими целями поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья. В пункте 2.2.3 национального стандарта РФ ГОСТ Р 52495-2005 понятие «социально-медицинская услуга» определено как социальная услуга, предоставляемая клиентам в целях поддержания и улучшения состояния их здоровья, социально-медицинской реабилитации путем организации лечебно-оздоровительных мероприятий, предоставления медикаментов и медицинской техники, консультирования, содействия в своевременном получении квалифицированной медицинской помощи, в решении других социально-медицинских проблем жизнедеятельности. Пункт 2.2.3.1 названного документа содержит определение понятия «социально-медицинский патронаж»: социально-медицинская услуга, заключающаяся в систематическом наблюдении за клиентами для выявления отклонений в состоянии их здоровья и оказания им, при необходимости, социально-медицинской помощи;

3) социально-психологические услуги, в т.ч. оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия. В качестве целей таких услуг при этом названо оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде. Пункт 2.2.4 национального стандарта РФ ГОСТ Р 52495-2005 содержит следующее определение понятия «социально-психологическая услуга»: социальная услуга, направленная на содействие клиентам в улучшении их психического состояния, восстановлении способности к адаптации в среде жизнедеятельности. В пунктах 2.2.4.1-2.2.4.8 названного документа также даны определения следующим понятиям:

социально-психологическое консультирование — социально-психологическая услуга, заключающаяся в получении информации от клиента о его проблемах и обсуждении с ним этих проблем для раскрытия и мобилизации клиентом внутренних ресурсов и последующего решения социально-психологических проблем;

психологическое консультирование — социально-психологическая услуга, заключающаяся в оказании помощи клиенту в налаживании межличностных взаимоотношений с близкими и другими значимыми для него людьми;

психодиагностика и обследование личности — социально-психологическая услуга, заключающаяся в выявлении и анализе психического состояния и индивидуальных особенностей личности клиента, влияющих на отклонения в его поведении и взаимоотношениях с окружающими людьми, для составления прогноза и разработки рекомендаций по психологической коррекции этих отклонений;

психологическая коррекция — социально-психологическая услуга, заключающаяся в активном психологическом воздействии, направленном на преодоление или ослабление отклонений в развитии, эмоциональном состоянии и поведении клиента с целью обеспечить соответствие этих отклонений возрастным нормативам, требованиям социальной среды и интересам клиента;

психотерапевтическая помощь — социально-психологическая услуга, заключающаяся в психологических воздействиях в системе «психолог — клиент», направленных на решение проблем клиента, которые лежат в основе глубинных жизненных трудностей и межличностных конфликтов;

психопрофилактическая и психологическая работа — социально-психологическая услуга, заключающаяся в содействии в формировании у клиентов потребности в психологических знаниях, желания использовать их для работы над собой, своими проблемами, в создании условий для полноценного психического развития личности на каждом возрастном этапе для своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении и развитии личности клиента;

психологический тренинг — социально-психологическая услуга, заключающаяся в активном психологическом воздействии, направленном на снятие последствий психотравмирующих ситуаций, нервно-психической напряженности, формирование личностных предпосылок для адаптации к новым условиям;

социально-психологический патронаж — социально-психологическая услуга, заключающаяся в систематическом наблюдении за клиентами для своевременного выявления ситуаций психического дискомфорта или межличностного конфликта и других ситуаций, могущих усугубить трудную жизненную ситуацию, и оказания им, при необходимости, социально-психологической помощи;

4) социально-педагогические услуги. При этом определено, что такие услуги направлены на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в т.ч. в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей. В пункте 2.2.5 национального стандарта РФ ГОСТ Р 52495-2005 понятие «социально-педагогическая услуга» определено как социальная услуга, направленная на организацию досуга клиентов, оказание им содействия в семейном воспитании детей и решении других социально-педагогических проблем жизнедеятельности. Пункт 2.2.5.1 названного документа содержит определение понятия «социально-педагогический патронаж»: социально-педагогическая услуга, заключающаяся в систематической работе с родителями, опекунами, попечителями, детьми, в том числе на дому, для обеспечения нормального воспитания и развития детей;

5) социально-трудовые услуги. В качестве целей таких услуг при этом названо оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией. В национальном стандарте РФ ГОСТ Р 52495-2005 такой вид социальных услуг не предусматривался. Вместо этого в п. 2.2.2 названного документа дано следующее определение понятия «социально-экономическая услуга»: социальная услуга, предоставляемая клиентам с целью поддержать и улучшить их жизненный уровень путем оказания материальной помощи, консультирования, содействия в трудоустройстве, в решении других социально-экономических проблем жизнедеятельности. Наряду с этим пункт 2.2.2.1 названного документа содержит следующее определение понятия «материальная помощь»: социально-экономическая услуга, состоящая в предоставлении клиентам денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе;

6) социально-правовые услуги. Как определено при этом, такие услуги имеют своими целями оказание помощи в получении юридических услуг, в т.ч. бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг. В пункте 2.2.7 национального стандарта РФ ГОСТ Р 52495-2005 понятие «социально-правовая услуга» определено как социальная услуга, предоставляемая клиентам для поддержания или изменения их правового статуса, оказания юридической помощи, защиты законных прав и интересов, содействия в решении других социально-правовых проблем жизнедеятельности. Пункт 2.2.7.1 названного документа содержит определение понятия «социально-правовой патронаж»: социально-правовая услуга, заключающаяся в систематическом наблюдении за клиентами для своевременного выявления угрозы насилия или применения насилия, а также другого незаконного действия в отношении детей, женщин, инвалидов, пожилых людей и оказания им, при необходимости, социально-правовой помощи;

7) социальные услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в т.ч. детей-инвалидов. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52495-2005 такой вид социальных услуг не предусматривал. Вместо этого в п. 2.2.9 и 2.2.10 названного документа дан определения следующих понятий:

консультирование — предоставление клиенту информации, рекомендаций о конкретных действиях, необходимых ему для преодоления трудной жизненной ситуации;

социальный патронаж — систематическое наблюдение за клиентами для своевременного выявления степени их социальной дезадаптации, могущей усугубить трудную жизненную ситуацию, и оказания им, при необходимости, социально-правовой или иной помощи.

Представляется уместным упомянуть, что Закон 1995 г. о социальном обслуживании пожилых и инвалидов содержал самостоятельную статью, посвященную социально-консультативной помощи (ст. 23). В пункте 1 этой статьи было определено, что социально-консультативная помощь гражданам пожилого возраста и инвалидам направлена на их адаптацию в обществе, ослабление социальной напряженности, создание благоприятных отношений в семье, а также на обеспечение взаимодействия личности, семьи, общества и государства.

Читать еще:  Оформление покупки земельного участка в рф на 2019 год

Положениями п. 2 указанной статьи устанавливалось, что социально-консультативная помощь гражданам пожилого возраста и инвалидам ориентирована на их психологическую поддержку, активизацию усилий в решении собственных проблем и предусматривает: 1) выявление лиц, нуждающихся в социально-консультативной помощи; 2) профилактику различного рода социально-психологических отклонений; 3) работу с семьями, в которых живут граждане пожилого возраста и инвалиды, организацию их досуга; 4) консультативную помощь в обучении, профессиональной ориентации и трудоустройстве инвалидов; 5) обеспечение координации деятельности государственных учреждений и общественных объединений для решения проблем граждан пожилого возраста и инвалидов; 6) правовую помощь в пределах компетенции органов социального обслуживания; 7) иные меры по формированию здоровых взаимоотношений и созданию благоприятной социальной среды для граждан пожилого возраста и инвалидов;

8) срочные социальные услуги. Вместо такого нового вида услуг в ст. 22 Закона 1995 г. о социальном обслуживании пожилых и инвалидов говорилось о срочном социальном обслуживании. Вместе с тем, в п. 2.2.8 национального стандарта РФ ГОСТ Р 52495-2005 давалось следующее определение понятия «срочная социальная услуга»: неотложная помощь разового характера гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Предоставление срочных социальных услуг регламентировано статьей 21 комментируемого Закона, в соответствии с ч. 2 которой предоставление таких услуг в целях оказания неотложной помощи осуществляется в сроки, обусловленные нуждаемостью получателя социальных услуг, без составления индивидуальной программы и без заключения договора о предоставлении социальных услуг.

Медико-социальная помощь

Медико-социальная помощь включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры соц. характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособия по временной нетрудоспособности. Медико-социальная помощь оказывается медицинскими, социальными работниками и иными специалистами в учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, а также в учреждениях системы соц. защиты населения.

Виды медико-социальной помощи:

1) первичная медико-санитарная помощь является основным, доступным и бесплатным для каждого гражданина видом медицинского обслуживания и включает: лечение наиболее распространенных болезней, а также травм, отравлений и других неотложных состояний; проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий; проведение мер по охране семьи. Первичная медико-санитарная помощь обеспечивается учреждениями муниципальной системы здравоохранения и санитарной эпидемической службы. В оказании первичной медико-санитарной помощи могут также участвовать учреждения государственной и частной систем здравоохранения на основе договоров со страх. мед. организациями. Объем первичной медико-санитарной помощи устанавливается местной администрацией в соответствии с территориальными программами обязательного медицинского страхования;
2) скорая медицинская помощь оказывается гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях), осуществляется безотлагательно лечебно-профилактическими учреждениями независимо от территориальной, ведомственной подчиненности и формы собственности, медицинскими работниками, а также лицами, обязанными ее оказывать в виде первой помощи по закону или по специальному правилу. Скорая медицинская помощь оказывается специальной службой скорой медицинской помощи государственной или муниципальной системы здравоохранения;
3) специализированная медицинская помощь оказывается гражданам при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики, лечения и использования сложных медицинских технологий, оказывается врачами-специалистами в лечебно-профилактических учреждениях;
4) гражданам, страдающим соц. значимыми заболеваниями, перечень которых определяется Правительством РФ, оказывается медико-социальная помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в лечебно-профилактических учреждениях бесплатно или на льготных условиях;
5) гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, перечень которых определяется Правительством РФ, медико-социальная помощь оказывается бесплатно в предназначенных для этой цели учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения. Виды и объем помощи устанавливаются Министерством здравоохранения РФ.

Медицинская помощь оказывается в медицинских организациях независимо от формы собственности, организационно-правовой формы и ведомственной подчиненности, получивших лицензию на медицинскую деятельность. Медицинская помощь оказывается также лицами, занимающимися частной медицинской практикой, при наличии у них лицензии на медицинскую деятельность.

Основы законодательства об охране здоровья граждан выделяют пять видов медицинской помощи: первичная медико-санитарная помощь, скорая медицинская помощь, специализированная медицинская помощь, медико-социальная помощь гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, медико-социальная помощь гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих.

Первичная медико-санитарная помощь является основным, доступным и бесплатным для каждого гражданина видом медицинской помощи и включает лечение наиболее распространенных болезней, травм, отравлений и других неотложных состояний, медицинскую профилактику важнейших заболеваний, санитарно-гигиеническое просвещение населения; проведение других мероприятий, связанных с оказанием медико-санитарной помощи гражданам по месту жительства.

Первичная медико-санитарная помощь оказывается в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения участковыми терапевтами и педиатрами, врачами общей практики (семейными врачами), врачами-специалистами, а также средним медицинским персоналом.

Скорая медицинская помощь оказывается гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях, других состояниях и заболеваниях). Скорая медицинская помощь осуществляется безотлагательно лечебно-профилактическими учреждениями независимо от территориальной, ведомственной подчиненности и формы собственности, медицинскими работниками, а также лицами, обязанными ее оказывать в виде первой помощи по закону или по специальному правилу. Скорая медицинская помощь гражданам Российской Федерации и иным лицам, находящимся на ее территории, оказывается бесплатно.

Порядок оказания скорой медицинской помощи установлен Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 179.

Специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь оказывается гражданам при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики, лечения и использования сложных, уникальных или ресурсоемких медицинских технологий. Специализированная медицинская помощь оказывается врачами-специалистами лечебно-профилактических учреждений.

Медицинская помощь гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями. Перечень социально значимых заболеваний определяет Правительство Российской Федерации. К таким заболеваниям относятся онкологические заболевания, гепатиты В и С, туберкулез, психические расстройства, инфекции, передающиеся половым путем, сахарный диабет и др. Постановлением Правительства РФ № 280 утверждена федеральная целевая программа «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями».

Гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, оказывается медико-социальная помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в лечебно-профилактических учреждениях бесплатно или на льготных условиях.

Виды и объем медико-социальной помощи, предоставляемой гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения.

Медицинская помощь гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих. Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, определяет Правительство Российской Федерации. К таким заболеваниям относятся болезнь, вызванная ВИЧ, вирусные лихорадки, гельминтозы, гепатиты В и С, дифтерия, лепра, малярия, туберкулез, сибирская язва, чума, холера и др. Гражданам, страдающим подобными заболеваниями, медико-социальная помощь оказывается в предназначенных для этой цели учреждениях государственной системы здравоохранения в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Бесплатно, в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам России бесплатной медицинской помощи утвержденной постановлением Правительства РФ № 913, предоставляется: первичная медико-санитарная, в том числе неотложная, медицинская помощь; скорая, в том числе специализированная (санитарно-авиационная), медицинская помощь; специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь.

Медицинскую помощь гражданам предоставляют:

• учреждения и структурные подразделения скорой медицинской помощи (скорая медицинская помощь);
• амбулаторно-поликлинические учреждения и другие медицинские организации или их структурные подразделения и дневные стационары всех типов (амбулаторная медицинская помощь);
• больничные учреждения и другие медицинские организации или их структурные подразделения (стационарная медицинская помощь).

Амбулаторная медицинская помощь предоставляется гражданам при заболеваниях, травмах, отравлениях и других патологических состояниях, не требующих круглосуточного медицинского наблюдения, изоляции и использования интенсивных методов лечения, а также при беременности и искусственном прерывании беременности на ранних сроках (абортах).

Стационарная медицинская помощь предоставляется гражданам в больничных учреждениях и других медицинских организациях или их структурных подразделениях в случаях, требующих круглосуточного медицинского наблюдения, применения интенсивных методов лечения и (или) изоляции, в том числе по эпидемическим показаниям, а именно:

• при заболевании, в том числе остром;
• при обострении хронической болезни;
• при отравлении;
• при травме;
• при патологии беременности, родах, аборте;
• в периоде новорожденности.

Мероприятия по восстановительному лечению и реабилитации больных проводятся в амбулаторных и больничных учреждениях, иных медицинских организациях или их структурных подразделениях, включая центры восстановительной медицины и реабилитации, в том числе детские, а также санатории, в том числе детские и для детей с родителями.

Социальная психология
Социальная роль
Социальная семья
Социальная система
Социальная стратификация
Социальная структура
Социальная сфера
Социальная философия

Назад | | Вверх

2.4. Право граждан на медико-социальную помощь

2.4. Право граждан на медико-социальную помощь

При заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют право на медико-социальную помощь, которая включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособия по временной нетрудоспособности.

Медико-социальная помощь оказывается медицинскими, социальными работниками и иными специалистами в учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, а также в учреждениях системы социальной защиты населения, причем граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения.

Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с программами государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (по системе ОМС), а дополнительные медицинские и иные услуги предоставляются на основе программ добровольного медицинского страхования, за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Программа государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи определяет виды медицинской помощи, предоставляемой населению бесплатно:

а) скорая медицинская помощь при состояниях, угрожающих жизни или здоровью гражданина или окружающих его лиц, вызванных внезапными заболеваниями, обострениями хронических заболеваний, несчастными случаями, травмами и отравлениями, осложнениями беременности и при родах;

б) амбулаторно-поликлиническая помощь, включая проведение мероприятий по профилактике (в том числе диспансерному наблюдению, включая наблюдение здоровых детей), диагностике (в том числе в диагностических центрах) и лечению заболеваний как в поликлинике, так и на дому, а также в дневных стационарах и в стационарах на дому амбулаторно-поликлинических учреждений (подразделений);

в) стационарная помощь:

– при острых заболеваниях и обострениях хронических болезней, отравлениях и травмах, требующих интенсивной терапии, круглосуточного медицинского наблюдения и изоляции по эпидемиологическим показаниям;

– при патологии беременности, родах и абортах;

– при плановой госпитализации с целью проведения лечения и реабилитации, требующих круглосуточного медицинского наблюдения, в том числе в детских и специализированных санаториях;

– при плановой госпитализации с целью проведения лечения и реабилитации, не требующих круглосуточного медицинского наблюдения, в стационарах (отделениях, палатах) дневного пребывания больничных учреждений.

При оказании скорой медицинской и стационарной помощи осуществляется бесплатная лекарственная помощь в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В рамках базовой программы обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации предоставляется амбулаторно-поликлиническая и стационарная помощь в учреждениях здравоохранения независимо от их организационно-правовой формы при инфекционных и паразитарных заболеваниях (за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, туберкулеза и синдрома приобретенного иммунодефицита), при новообразованиях, болезнях эндокринной системы, расстройствах питания и нарушениях обмена веществ, болезнях нервной системы, болезнях крови, кроветворных органов и отдельных нарушениях, вовлекающих иммунный механизм, болезнях глаза и его придаточного аппарата, болезнях уха и сосцевидного отростка, болезнях системы кровообращения, болезнях органов дыхания, болезнях органов пищеварения, болезнях мочеполовой системы, болезнях кожи и подкожной клетчатки, болезнях костно-мышечной системы и соединительной ткани, заболеваниях зубов и полости рта, при беременности, родах и в послеродовом периоде, включая аборты, при травмах, отравлениях и некоторых других последствиях воздействия внешних причин, врожденных аномалиях (пороках развития), деформациях и хромосомных нарушениях у взрослых.

В рамках базовой программы осуществляется также проведение мероприятий по профилактике заболеваний, включая диспансерное наблюдение здоровых детей.

Медицинская помощь в рамках базовой программы предоставляется гражданам на всей территории Российской Федерации в соответствии с договорами обязательного медицинского страхования.

Оказание медицинской помощи за счет средств федерального бюджета осуществляется:

– больным, направленным органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации в порядке и в счет квот, утвержденных Минздравом России и РАМН;

– больным, направленным Минздравом России в счет его резерва сверх территориальных квот;

– больным, нуждающимся в экстренной (неотложной) медицинской помощи;

– больным с заболеваниями, соответствующими тематике планов научно-исследовательских работ, утвержденных Минздравом России или РАМН;

– больным, отнесенным к категориям граждан, которым действующей нормативной правовой базой Российской Федерации определены льготы (за счет квот, утвержденных приказом Минздрава России и РАМН).

Постановлением Правительства РФ от 13 января 1996 г. № 27 «Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями» определены порядок и условия предоставления платных медицинских услуг населению (дополнительных к гарантированному объему бесплатной медицинской помощи) лечебно-профилактическими учреждениями независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности, в том числе научно-исследовательскими институтами и государственными медицинскими образовательными учреждениями высшего профессионального образования, и они являются обязательными для исполнения всеми медицинскими учреждениями.

Платные медицинские услуги населению предоставляются медицинскими учреждениями в виде профилактической, лечебно-диагностической, реабилитационной, протезно-ортопедической и зубопротезной помощи. Платные медицинские услуги населению осуществляются медицинскими учреждениями в рамках договоров с гражданами или организациями на оказание медицинских услуг работникам и членам их семей.

Государственные и муниципальные медицинские учреждения оказывают платные медицинские услуги населению по специальному разрешению соответствующего органа управления здравоохранением.

Дополнительные медицинские услуги могут осуществляться и в рамках добровольного медицинского страхования, которое может быть как коллективным, так и индивидуальным. Добровольное медицинское страхование осуществляется на основе программ добровольного медицинского страхования и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программами обязательного медицинского страхования. Страхователями при добровольном медицинском страховании выступают отдельные граждане, обладающие гражданской дееспособностью, или (и) предприятия, представляющие интересы граждан. Объектом добровольного медицинского страхования является страховой риск, связанный с затратами на оказание медицинской помощи при возникновении страхового случая. При добровольном страховании предусмотрена возможность возврата части страховых взносов, если это определено условиями договора. Юридическим лицам, направляющим средства из прибыли на добровольное медицинское страхование работников предприятия, а также членов их семей и лиц, ушедших на пенсию с данного предприятия, предоставляются налоговые льготы в размере до 10% от суммы, направленной из прибыли на эти цели.

Граждане имеют право на льготное обеспечение протезами, ортопедическими, коррегирующими изделиями, слуховыми аппаратами, средствами передвижения и иными специальными средствами. Категории граждан, имеющих это право, а также условия и порядок их обеспечения льготной протезно-ортопедической и зубопротезной помощью определяются Правительством Российской Федерации.

За счет средств бюджетов всех уровней осуществляются льготное лекарственное обеспечение и протезирование (зубное, глазное, ушное), а также финансирование медицинской помощи, оказываемой фельдшерско-акушерскими пунктами, хосписами, больницами сестринского ухода, лепрозориями, трахоматозными диспансерами, центрами по борьбе с синдромом приобретенного иммунодефицита, центрами медицинской профилактики, врачебно-физкультурными диспансерами, отделениями и центрами профпатологии, детскими и специализированными санаториями, домами ребенка, бюро судебно-медицинской экспертизы и патологоанатомической экспертизы, центрами экстренной медицинской помощи, станциями, отделениями, кабинетами переливания крови, санитарной авиацией, центрами планирования семьи и репродукции.

Граждане имеют право на медицинскую экспертизу, в том числе независимую, которая производится по их личному заявлению в специализированных учреждениях в соответствии со статьей 53 Основ.

Дети, подростки, учащиеся, инвалиды и пенсионеры, занимающиеся физической культурой, имеют право на бесплатный медицинский контроль.

Работающие граждане имеют право на пособие при карантине в случае отстранения их от работы санитарно-эпидемиологической службой вследствие заразного заболевания лиц, окружавших их. Если карантину подлежат несовершеннолетние или граждане, признанные в установленном законом порядке недееспособными, пособие выдается одному из родителей (иному законному представителю) или иному члену семьи в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Работающие граждане в случае болезни имеют право на три дня неоплачиваемого отпуска в течение года, который предоставляется по личному заявлению гражданина без предъявления медицинского документа, удостоверяющего факт заболевания.

В соответствии с ФЗ от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации» социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Одиноким гражданам и гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, предоставляется помощь на дому в виде социально-бытовых, социально-медицинских услуг и иной помощи.

Социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение различных мероприятий, в том числе медицинского характера. Эти услуги могут быть как бесплатными, так и частично оплачиваемыми.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector