Отличие административного правонарушения от преступления

Отличия административного правонарушения от преступления.

Сложность разграничения административного правонарушения от иных правонарушений обусловлена наличием ряда общих признаков, присущих всем типам правонарушения.

По основному признаку — степени общественной опасности все правонарушения делятся на:

1. преступления (меньшая степень опасности — административное правонарушение);

Преступление — это деяние, закрепленное уголовным законом, за нарушения которого следует уголовно-правовая ответственность.

Уголовно-правовая норма — это норма, которая закрепляет ответственность за правонарушения, которые представляют большую общественную опасность для общества.

Административное правонарушения — деяние, запрещенное административным законодательством. Эти правонарушения, которые представляют меньшую общественную опасность, чем уголовное преступление. Одни и те же деяния могут расцениваться как более или менее опасные, и, следовательно, признаваться преступлениями или административными правонарушениями. Административное правонарушения, занимает промежуточную позицию, между преступлениям и проступком.

Правонарушение — это деяние, направленное на нарушение общественного порядка, причинение морального и материального ущерба, не выполнение установленных предписаний и игнорирование запретов. Любое правонарушение имеет конкретные характеристики: совершается некоторым лицом в определенном месте, противоречит имеющемуся закону и четко определяется по данным признакам.

Объектами правонарушения могут быть какие-либо социальные интересы.

Основным объектом преступления являются общественные отношения. А также интересы личности, любые формы собственности, конституционный строй, безопасность и окружающая среда.

Степень общественной опасности является главным критерием при разграничении правонарушения и преступления. Эта граница достаточно условная и подвижная. Одно и то же действие может быть классифицировано и как правонарушение, и как преступление.

Только преступления предполагают уголовное наказание, назначенное решение суда, и как следствие — наличие судимости у субъекта.

При правонарушении меры воздействия не настолько жесткие. Это могут быть штрафы, общественные работы и даже арест, но все это не предполагает судимости. За преступление подросток может быть судим при достижении 16 лет, но в некоторых случаях допускается привлечение к ответственности и с 14. Административная ответственность наступает с 16 лет. До этого за правонарушение ребенка ответственны его родители.

Таким образом, отличие преступления от правонарушения заключается в следующем:

— Наивысшая степень общественной опасности является преступлением.

— Судимость наступает только при совершении преступления.

— Правонарушение регулируется Административным кодексом, а преступление — Уголовным.

2.2 Отличия преступления от дисциплинарных проступков

Бесспорно, что между проступком и преступлением существует огромная разница. Но, как показывает практика, человек сначала допускает проступки и, в случае, когда остается без наказанным, переходит к совершению более тяжких преступлений. Следовательно, бороться необходимо и с малейшими нарушениями закона, а не только с преступлениями.

Граница между проступком и преступлением очень зыбкая. Например, водитель сильно превысил скорость — это проступок, но если он собьет пешехода, то это будет уже преступлением. Даже самые мелкие отступления от закона могут привести к трагическим последствиям, а это значит, что в повседневной жизни законы нужно знать и соблюдать их.

В законодательстве описаны случаи, смягчающие и отягощающие вину. К первым относятся: совершение преступления впервые, несовершеннолетними, под влиянием обстоятельств или под принуждением, а также явка с повинной, наличие малолетних детей и оказание помощи потерпевшему.

К обстоятельствам, отягощающим вину, относятся: неоднократное совершение преступлений, привлечение других людей, особая жестокость, применение оружия или взрывчатых веществ, использование служебного положения. Не принимайте от малознакомых людей ценные вещи или колющие и режущие предметы на хранение, всегда есть опасность стать соучастником.

Дорожно-транспортное происшествие будет считаться преступлением, возникшим в условиях дорожного движения, вследствие виновного противоправного деяния, выраженного в нарушении Правил дорожного движения с причинением тяжкого вреда здоровью или приведшего к смерти человека.

Дисциплинарный проступок (англ disciplinary offence, misdemeanour) — противоправное виновное нарушение трудовой или служебной дисциплины сотрудником (работником), за который предусмотрена ответственность в дисциплинарном порядке.

Для дисциплинарного проступка характерно неисполнение сотрудником (работником) своих функциональных (трудовых) обязанностей, предусмотренных трудовым законодательством, правилами внутреннего трудового распорядка, воинскими уставами и положениями о внутренней дисциплине, должностными инструкциями, вытекающими из трудового договора (контракта), заключенного сотрудником (работником) с конкретной организацией.

Не является дисциплинарным проступком поведение работника, не имеющее отношения к его трудовым обязанностям. Дисциплинарный проступок отличает противоправный характер, то есть такое поведение работника, которое нарушает действующее законодательство, иные нормативные акты о труде.

Отказ выполнить неправомерный приказ не является дисциплинарным проступком. Судебная практика расценивает как правомерное поведение неповиновение работника приказу руководителя организации, нарушающему требования Закона.

Дисциплинарный проступок всегда есть виновное действие (умышленное или неосторожное). Неисполнение трудовых обязанностей не по вине работника не может считаться дисциплинарным проступком. За совершение дисциплинарного проступка работник привлекается к дисциплинарной ответственности с наложением дисциплинарного взыскания.

В свою очередь преступление — это наиболее тяжелый вид правонарушений. Их закрытый перечень приводится в таком сборнике документов, как Уголовный кодекс. В соответствии с законодательством все преступления делятся на преступления небольшой тяжести, средней тяжести, тяжкие и особо тяж кие. К сведению: нахождение лица в момент совершения им преступления под действием алкогольного, токсического или наркотического опьянения не смягчает вину.

Читать еще:  Какие предусмотрены наказания за незаконное получение кредита

Признаки преступления, отличающие его от дисциплинарного проступка:

1) Неисполнение военнослужащим приказа

2) Оскорбление военнослужащим военнослужащего

3) Самовольная отлучка военнослужащего

4) Промотание имущества

5) Нарушение уставных правил караульной или конвойной службы

6) Нарушение правил внутренней службы

7) Злоупотребление властью, превышение, бездействие власти или халатное отношение к службе лица начальствующего состава.

Преступления и проступки — противоправные деяния (действия или бездействия). В этом тоже их сходство. В большинстве случаев проступком является уже само нарушение правовой нормы, но иногда им признается невыполнение предписания органа, должностного лица об устранении нарушенных правил. Как уже отмечалось, проступок может выражаться в действии или бездействии. В первом случае лицо делает то, что запрещено законом (например, совершает мелкое хищение).

Преступление тоже может быть совершено путем действия или бездействия. Убийство является действием. Примером противоправного бездействия может служить неоказание помощи больному.

Субъектом (т. е. тем, кто совершает) и проступка, и преступления является физическое, вменяемое лицо, достигшее определенного возраста. Не подлежит уголовной ответственности лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло отдавать отчета в своих действиях или руководить ими вследствие хронической душевной болезни, временного расстройства душевной деятельности, слабоумия или иного болезненного состояния. Не подлежит ответственности, как известно, и лицо, совершившее преступление в состоянии вменяемости, но до вынесения обвинительного приговора заболевшее болезнью, лишающей возможности отдавать отчет в своих действиях. Аналогичным образом решается вопрос и применительно к проступкам. Важно отметить, чем отличается первый случай от второго: в первом нет самого преступления или проступка, а во втором он был, однако лицо, его совершившее, не подлежит ответственности, так как нет смысла наказывать человека, находящегося в болезненном душевном состоянии.

По общему правилу субъектом проступка и преступления может быть лицо, достигшее 16-летнего. Однако законодательство допускает привлечение к уголовной ответственности лиц, совершивших деяния, предусмотренные некоторыми статьями УК, уже с 14 лет (убийство, изнасилование и др.).

И преступлениям, и проступкам присущ такой признак, как виновность. Понятие вины и в административном праве, и в уголовном едино: психическое отношение лица к своему поведению и его последствиям; вина имеет формы умысла и неосторожности. Умысел налицо в случае, если человек сознает противоправный характер своего поведения, предвидит вредные последствия и желает их, либо сознательно допускает наступление таких последствий. Например, мелкое хищение всегда совершается умышленно. Нарушение будет квалифицироваться как совершенное по неосторожности, если лицо предвидело возможность наступления вредных последствий, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение, либо не предвидело возможности наступления таковых, хотя должно было и могло их предвидеть. Так, безбилетный проезд на транспорте пассажира, Имеющего проездной билет, но забывшего его дома, не избавляет его от штрафа.

И проступки, и преступления причиняют вред. Правда, не все проступки сопряжены с реальными вредными последствиями и содержат лишь возможность их наступления. Взять, например, нарушения противопожарных правил. Лица, виновные в этом, подвергаются административной ответственности даже тогда, когда пожара или иных реальных вредных последствий не было. Но все, же вред налицо — нарушается установленный в обществе правопорядок, тормозится нормальное осуществление функций государства.

Прежде всего, если говорить обобщенно, такой признак преступлений, как общественная опасность.

Преступления наиболее вредны для общества, и степень их вредности столь велика, что у них формируется новое качество — общественная опасность: эти деяния либо подрывают основы общественного и государственного строя, либо причиняют весьма существенный вред наиболее важным общественным отношениям. Именно данное качество и обусловило тот факт, что подобные деяния объявляются преступлениями. Проступки, не являются общественно опасными. Чтобы верно решить вопрос о том, является ли данное правонарушение преступлением или проступком, нужно во многих случаях сопоставить соответствующие нормы уголовного и административного законодательства. При этом следует, прежде всего, иметь в виду, что КоАП закрепил: «Административная ответственность за правонарушения, предусмотренные настоящим Кодексом, наступает, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности». Кроме этой общей нормы, надо учитывать и те указанные законодательством конкретные критерии, с помощью которых можно отличить «смежные», проступки и преступления.

Иногда для квалификации нарушения обязательных правил в качестве преступления достаточно того, чтобы оно хотя и не повлекло, но могло повлечь тяжкие последствия. Так, нарушения правил хранения, пользования, учета или перевозки взрывчатых и радиоактивных веществ, а также пересылка их по почте или багажом, если эти действия могли повлечь тяжкие последствия, рассматриваются как преступления. Если же последствия реально наступили, то уголовная ответственность усиливается. В других случаях для привлечения к уголовной ответственности необходимо совершение тождественного правонарушения, а притом условии, когда применение за первое нарушение мер административного воздействия. Так, жестокое обращение с животными, повлекшее их гибель или увечье, а равно истязание животных, совершенное лицом, к которому в течение года была применена мера административного взыскания за такие же действия, влечет уголовную ответственность.

Читать еще:  Принципы уголовного процесса - защита прав и свободы человека

Мотив и цель — тоже один из признаков, определяющих водораздел между проступком и преступлением. Если изготовление самогона производилось, например, с целью сбыта, то это преступление, а если такая цель отсутствует, то административный проступок.

Многие ученые-юристы считают, что повторное совершение административного правонарушения, даже если за предыдущее данное лицо подвергалось административному взысканию, не должно служить основанием для признания его преступным. Факт применения административного взыскания за предшествующий проступок, говорят они, относится только к личности нарушителя и не повышает степени общественной опасности второго деяния, а потому и не должен служить основанием для квалификации его как преступления. Ведь сколько бы раз одно и то же лицо не совершало административные правонарушения, каждое из них — всего лишь проступок и не может переходить в другое качество. Преступление — это категория, на которую свойства личности правонарушителя влияния не оказывают. Поэтому вполне обоснованно, на наш взгляд, они ставят вопрос об исключении из уголовного кодекса тех деяний, уголовная ответственность за которые связана с административной преюдицией (повторностью), и о переводе их в разряд административных правонарушений. Но это пока лишь теоретическая позиция. Действующим законодательством большое значение иногда придается форме вины — совершенное умышленно деяние рассматривается как преступление, а объективно такое же, но происшедшее по неосторожности, — как административное.

Отличие административного правонарушения от преступления

Активное и пассивное поведение для его признания административным правонарушением должно иметь свое внешнее проявление. Мысли, чувства, желания субъекта, если они не выражены в определенном деянии, не могут признаваться правонарушением.

Противоправность. Одним из важнейших признаков административного правонарушения является его противоправность. Противоправность означает, что такими действиями (бездействием) нарушаются установленные нормами права специальные правила, нормы, стандарты, защищаемые нормами административного права. Причем речь идет о правилах, нормах, стандартах, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (п. 3 ч. 1 ст. 1.3). Например, нарушение норм и правил в области использования атомной энергии, порядка и условий проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, законодательства о труде и об охране труда, т.е. нарушение не только норм административного, но и ряда других отраслей права (конституционного, трудового и др.).

Признак противоправности деяния не обусловлен обязательным наступлением вредных последствий. Административным правонарушением признается сам факт нарушения (невыполнения) требований, предписаний и т.п. Не может считаться административным правонарушением деяние, не предусмотренное законодательством об административных правонарушениях, даже если оно и причинило вред общественным интересам.

Виновность — следующий признак административного правонарушения. Только виновное (умышленное или неосторожное) нарушение субъектом установленных правил влечет административную ответственность. Данное положение отвергает возможность объективного вменения, т.е. привлечения к административной ответственности без учета наличия вины. Говорить о том, что противоправное деяние совершено виновно, т.е. признавать его административным правонарушением, значить говорить о том, что деяние совершено с определенным психическим отношением лица (физического или юридического) в форме умысла или неосторожности (ст.2.2 КоАП РФ) как к самому совершаемому деянию, так и к его последствиям. Совершение деяния при отсутствии такого психического отношения лица к действию (бездействию) и противоправным последствиям не может рассматриваться в качестве административного правонарушения.

Наказуемость означает, что административным правонарушением может быть признано только конкретное противоправное, виновное действие (бездействие), за которое КоАП или законами субъектов РФ установлена административная ответственность, т.е. предусматривается применение к нарушителю закрепленных в КоАП мер административных наказаний.

К сожалению, как и в предыдущем, так и в новом КоАП законодатель не указал на такой юридический признак правонарушения, как общественная опасность (общественная вредность).

В юридической литературе существует два мнения об общественной опасности правонарушений. Многие ученые считают, что все административные правонарушения, как и преступления, являются общественно опасными деяниями, хотя степень общественной опасности у них ниже, чем у преступлений.

Большая группа авторов обосновывает другой подход. Они полагают, что между преступлением и административным правонарушением разница качественная, а не количественная (более, менее опасны). Данная позиция складывается из следующего.

Административное правонарушение, являясь противоправным деянием, уже содержит в себе признаки общественной вредности. Безусловно, что каждое административное правонарушение причиняет вред конкретному объекту или создает угрозу причинения такого вреда.

Читать еще:  Можно ли расприватизировать квартиру и как это сделать

Вместе с тем представляется, что большинство административных правонарушений нельзя признать общественно опасными, даже с учетом их массовости. В тоже время нельзя категорически отвергать возможность отнесения административных правонарушений к общественно опасным деяниям, так как эта опасность присуща целому ряду административных правонарушений, предусмотренных Особенной частью КоАП РФ (посягающие на безопасность дорожного движения, экологическую безопасность, пожарную).

Споры о том, можно ли считать административное правонарушение общественно опасным деянием или нет, будут вестись до тех пор, пока не будут четко определены критерии общественно опасного деяния. Где границы этого понятия, охватывающего круг деяний от безбилетного проезда в трамвае, например, и загрязнения тротуаров до бандитизма и шпионажа (по уголовному законодательству)?

Законодательно не урегулирован вопрос (ст.2.1 КоАП РФ): чем следует считать административное правонарушение – общественно вредным или общественно опасным деянием? Вместе с тем в ст.2.2 КоАП РФ при определении форм вины прямо упоминается о вредных последствиях административного правонарушения. Например, ст.12.24 КоАП РФ (нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшие причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего).

Мы не будем ставить точку в теории рассмотрения данного вопроса, а лишь заключим следующее.

Особенность административных правонарушений заключается в их вредности для общества, и это выражается в их противоправности.

Перечисленные нами признаки административного правонарушения образуют его юридический состав – единственное основание административной ответственности и применения административного наказания.

Отличие административного правонарушения от дисциплинарного проступка и от преступления

Российская правовая система охраняется четырьмя видами карательных санкций: уголовными, административными, дисциплинарными, налоговыми. Так, за нарушение избирательного права, права собственности, правил охраны труда, санитарных, экологических норм, в зависимости от конкретных обстоятельств, могут применяться уголовные и административные наказания, а также дисциплинарные взыскания.

Первое сходство этих санкций в том, что они защищают правопорядок.

Во-вторых, они установлены федеральными законами.

В-третьих, они применяются за виновные противоправные действия (правонарушения).

В-четвертых, законодательством закреплены процедуры применения карательных санкций и полномочия субъектов, которые вправе делать это.

В-пятых, их применение к виновному влечет для него неблагоприятные последствия, а также состояние наказанности в течение установленных федеральными законами сроков. 1

По мнению Э.А. Васильева необходимо выделять еще такой общий признак административного правонарушения и преступления, характеризующий их социальную сущность, как вредоносность. 2 «Закон вправе запрещать только действия, вредные для общества» 3

Данный материальный признак нашел свое отражение в статьях ныне действующего УК РФ (ст.12,14) и КоАП РФ (ст.1.2, 2.2,2.7).

Преступления от административных правонарушений, дисциплинарных проступков отличает ряд свойств. Первичные отличия — это, как мы уже говорили, общественная опасность и вид противоправности. Конечно, прежде всего, учитывается материальный критерий — уровень причиненного обществу вреда. А на основе такой оценки решают вопросы о виде противоправности: уголовной, административной, дисциплинарной.

По мнению П.И. Кононова, И.Ш Килясханова и др. 4 не следует использовать категорию «общественная вредность» в качестве универсального отличия административного правонарушения от преступления. В качестве критериев разграничения могут выступать такие факторы, как тяжесть последствий, размер материального ущерба и др.

Вторичные критерии различий действуют после того, как решен вопрос о виде противоправности. Речь идет о разных процессуальных нормах, различии между уголовными, административными и дисциплинарными санкциями, состоянии судимости или административной (дисциплинарной) наказанности и других вторичных признаках.

Итак, главное различие преступления и правонарушения — общественная опасность деяния. Дополнительный признак — вид противоправности. Этот формальный признак особенно важен, когда правонарушение совершено юридическим лицом. Уже после квалификации деяния как преступления или административного правонарушения проявляются и вторичные различия: порядок привлечения к ответственности, виды и размеры наказаний и др.

Сравнивая административные правонарушения с дисциплинарными проступками, прежде всего, следует сказать, что и те, и другие, как правило, не являются общественно опасными.

Что же касается формального признака — противоправности, то здесь есть серьезные особенности. Все, что связано с административными правонарушениями: их составы, система санкций и другие, регулируется административным правом.

Борьба с дисциплинарными проступками регламентируется трудовым правом, но дисциплинарная ответственность обучающихся, военнослужащих, сотрудников военизированных служб — административным правом, а заключенных — уголовно-исполнительным правом. При этом составы дисциплинарных проступков закреплены в самом общем виде, не конкретизированы.

Значительные различия существуют между субъектами административных правонарушений и дисциплинарных проступков. Субъектом дисциплинарного проступка может быть только гражданин — работник определенной организации. И эта ответственность наступает за нарушение трудовых, служебных обязанностей.

К ответственности за дисциплинарные проступки привлекает руководитель, субъект линейной власти, а к административной ответственности — представитель власти, субъект функциональной власти в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector