Замена стороны в исполнительном производстве — порядок и особенности

Замена стороны исполнительного производства

Данная статья была скопирована с сайта https://www.sovremennoepravo.ru

С.Ю. ГУСАКОВ,

начальник отдела организации исполнительного производства Управления ФССП России по Волгоградской области

Вопросы правопреемства в исполнительном производстве, определения надлежащей стороны, несущей ответственность по обязательствам выбывшего должника, соблюдения порядка замены выбывшей стороны имеют существенное значение для правильного исполнения требований исполнительного документа.

Практическое значение соблюдения всех процедурных моментов в ходе замены стороны исполнительного производства обусловлено не только тем, что нарушения установленного порядка правопреемства влекут удовлетворение органами судебной власти жалоб на действия (бездействие) судебных приставов-исполнителей, но и способны перевести дальнейшее разрешение указанного вопроса в уголовно-правовое русло[1].

Правильное определение правопреемника выбывшей стороны исполнительного производства стало особенно важным, требующим внимательного изучения всех обстоятельств, после принятия Федерального закона от 28.12.2013 № 441-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об исполнительном производстве»». Если до принятия этого закона вопрос правопреемства решался на основании определения суда или акта иного органа о замене выбывшей стороны, то теперь решение вопроса о правопреемстве по исполнительным документам, выданным несудебным органом, отнесено к исключительной компетенции судебного пристава-исполнителя, который самостоятельно несет всю полноту ответственности за принятое решение.

Для правильного решения вопроса о замене выбывшей стороны исполнительного производства необходимо учитывать не только положения законодательства об исполнительном производстве, но и множество нюансов, имеющихся в смежных нормативных правовых актах (прежде всего в гражданском, семейном, налоговом, административном законодательстве), а также в разъяснениях высших судебных органов по данному вопросу.

Частью 1 ст. 52 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон об исполнительном производстве) определено четыре события, с которыми связан переход прав и обязательств стороны исполнительного производства: реорганизация организации, смерть гражданина, уступка права требования, перевод долга.

Каждое из указанных событий имеет свои особенности, определяющие момент перехода прав и обязанностей, документы, подтверждающие правопреемство, обстоятельства, подлежащие выяснению для принятия правильного решения, и т. д.

Реорганизация организации. Процедура реорганизации юридических лиц регулируется частью первой Гражданского кодекса РФ, а также нормами федеральных законов, определяющих особенности правового положения отдельных юридических лиц.

Реорганизация юридического лица представляет собой способ прекращения существования юридического лица с переходом его прав и обязанностей (правопреемством) к другим лицам[2]. Она может быть осуществлена в одной из следующих форм: слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования. При этом законодательство допускает реорганизацию юридического лица с одновременным сочетанием различных форм.

При реорганизации организации правопреемство носит универсальный характер, т. е. все права и обязанности правопредшественника (правопредшественников) в полном объеме переходят к вновь образованным юридическим лицам (юридическому лицу)[3].

Документом, определяющим состав и объем перешедших к правопреемнику прав и обязанностей от реорганизованного юридического лица, является передаточный акт (ст. 59 ГК РФ). Он содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованной организации в отношении всех ее кредиторов и должников, а также порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт.

Передаточный акт утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации организации, и представляется вместе с учредительными документами для государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации, или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.

Процедура реорганизации занимает определенный период времени и состоит из последовательных этапов (принятие решения о реорганизации, уведомление уполномоченного органа о начале реорганизации, публикация в средствах массовой информации данных о реорганизации и пр.), предусмотренных ст. 60 ГК РФ, главой V Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», после прохождения которых в Единый государственный реестр юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ) вносится запись о завершении процедуры реорганизации.

Наличие в ЕГРЮЛ записи о нахождении юридического лица в процессе реорганизации свидетельствует о том, что переход прав и обязанностей еще не завершен и на данном этапе факт правопреемства не состоялся.

Юридическое лицо считается реорганизованным с момента внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ. При этом для каждой из форм реорганизации законодательство определяет наступление такого момента определенными событиями.

В частности, реорганизация юридического лица считается завершенной:

— в форме преобразования, слияния — с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица;

— в форме разделения — с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц;

— в форме выделения — с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц;

— в форме присоединения — с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности последнего из присоединенных юридических лиц.

Только после наступления указанных событий, внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи правовые последствия, связанные с правопреемством, считаются наступившими[4].

Таким образом, для правильного определения правопреемника стороны исполнительного производства судебному приставу-исполнителю необходимо:

— при реорганизации в форме разделения или выделения — получить передаточный акт, на основании которого определить, к какому из юридических лиц — правопреемников и в каком объеме перешли права и обязательства по исполнительному документу (указанный документ может быть получен в налоговом органе). Если же передаточный акт не позволяет определить правопреемника по обязательству юридического лица, реорганизованное юридическое лицо и созданные в результате реорганизации юридические лица несут солидарную ответственность по такому обязательству (п. 5 ст. 60 ГК РФ);

Читать еще:  Какие льготы полагаются ветерану труда в санкт-петербурге в 2019 году

— при реорганизации в форме слияния, присоединения или преобразования — получить сведения из ЕГРЮЛ о юридическом лице — правопреемнике. Ввиду того что в результате названных форм реорганизации возможно образование только одного (единственного) правопреемника, и вопрос о том, к кому и в каком объеме перешли права и обязательства по исполнительному документу не возникает, судебная практика исходит из того, что сведений о правопреемнике, содержащихся в ЕГРЮЛ, достаточно для решения вопроса о замене стороны без представления передаточного акта.

Так, анализируя объем документов, подтверждающих правопреемство в ходе слияния организаций, Арбитражный суд Поволжского округа в постановлениях от 11.08.2015 № Ф06-4695/2012, Ф06-26589/2015 по делу № А55-15009/2010 указал: при слиянии никакой неопределенности относительно субъекта не возникает ввиду его единичности; имущество лица как совокупность прав и обязательств, ему принадлежавших, переходит к правопреемнику как единое целое, причем в этой совокупности переходят все отдельные права и обязательства, принадлежавшие на момент правопреемства правопредшественнику, независимо от того, выявлены они к этому моменту или нет; указанные обстоятельства, принимая во внимание универсальное правопреемство, свидетельствуют об отсутствии препятствий для осуществления процессуального правопреемства при непредставлении передаточного акта.

Весьма спорным видится вопрос о необходимости замены стороны исполнительного производства в случае реорганизации государственных (муниципальных) органов, передачи полномочий между органами государственной власти (органами местного самоуправления) одного и того же уровня (в том числе при упразднении государственных органов). В нормативных актах, принимаемых по вопросам проведения указанных процедур, правопреемником упраздняемого (реорганизуемого) государственного органа определяется иной государственный орган.

Так, согласно п. 3 Указа Президента РФ от 02.02.2016 № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере», которым упразднена Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), установлено, что Федеральное казначейство, Федеральная таможенная служба и Федеральная налоговая служба являются правопреемниками упраздняемого Росфиннадзора, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.

В связи с этим письмом ФССП России от 23.05.2016 № 00014/16/45837-СВС территориальным органам ФССП России поручено провести мероприятия по замене выбывшей стороны исполнительного производства в порядке, предусмотренном ст. 52 Закона об исполнительном производстве.

Вместе с тем при подобной передаче полномочий от одного государственного органа к другому государственному органу того же уровня, представляется, необходимо исходить из следующего. Нормами ч. 1 ст. 1, ст. 49 Закона об исполнительном производстве предусмотрено, что в качестве сторон исполнительного производства могут выступать иностранные государства, физические лица, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

Федеральные органы государственной власти (равно как и региональные органы государственной власти и органы местного самоуправления) в рамках исполнительного производства выступают не как самостоятельный субъект права, а от имени Российской Федерации (иного публично-правового образования); указанные органы представляют интерес публично-правового образования лишь в качестве администратора соответствующего платежа федерального бюджета. На денежные средства, взыскиваемые в рамках таких исполнительных производств, право собственности приобретает не орган государственной власти[5], а Российская Федерация как собственник средств федерального бюджета.

Правопреемство в исполнительном производстве

Процедура правопреемства в исполнительном производстве необходима в случае выбытия одной из сторон по имеющемуся исполнительному производству. По сути правопреемство в исполнительном производстве означает замену взыскателя либо должника, которые в настоящий момент по каким-либо причинам не могут или не имеют прав требовать выплаты или совершения иных действий в свою пользу.

Содержание статьи:

При этом, именно «новому» взыскателю необходимо позаботиться об этом и инициировать соответствующий процесс правопреемства. В ином случае он не сможет претендовать на получение любого имущества в рамках исполнительного производства и несет риск исполнения в пользу предыдущего кредитора. Иными словами – до момента правопреемства лицо должно исключительно тому, кто определен в качестве «взыскателя» по исполнительному производству.

Основания правопреемства в исполнительном производстве

Вопрос о правопреемстве появляется в одном из следующих случаев:

  1. Реорганизация лица. Правопреемство в такой ситуации допускается при любого рода изменениях, производимых с юридическим лицом – смена организационно правовой формы, слияние, выделение и тому подобное.

Применение правопреемства на основании реорганизации также допускается в отношении государственных или муниципальных органов, когда был вынесен соответствующий акт о внесении изменений в статус юридических лиц.

  1. Выбытие (отсутствие) стороны. К данному случаю относят смерть гражданина либо ликвидацию предприятия. В таком случае сторона может быть заменена на своего правопреемника, например, наследника — для физических лиц.
  2. Наличие договора. На любой стадии исполнения судебного решения как со стороны кредитора, так и должника возможно заключение соответствующего договора. В этой связи цессия или перевод долга послужат основанием для правопреемства в исполнительном производстве. Кстати, читайте какие споры могут быть по договору цессии, чтобы не допустить их.

Заявление о правопреемстве в исполнительном производстве

Подготовка и подача заявления о правопреемстве является первоначальным и обязательным условием замены какой-либо стороны по исполнительному производству. Автоматически наличие любого из законных оснований для выбытия и замены стороны в ходе производства в службе приставов не происходит. По этой причине подача данного заявления является необходимым для оформления правопреемства.

Каких-либо требований к подобного рода обращениям законом не установлены. Правила оформления документа схожи и не зависят от того, каким судом было вынесено решение (общей юрисдикции или арбитражным), по которому имеется исполнительное производство.

Принятие решения о правопреемстве относится к исключительной компетенции судов. В этой связи, прежде чем требовать произвести замену от пристава-исполнителя, первоначально следует получить с отметкой о вступлении в силу соответствующее судебное постановление.

Читать еще:  «дачная амнистия» продлена! успейте зарегистрировать свой дом

Правомочным судом по решению вопроса о правопреемстве выступает тот орган, который выносил основное решение по делу. В самом заявлении следует указать конкретные основания для производства правопреемства и приложить необходимые доказательства, например, договор уступки прав. Положительным в данном случае является отсутствие обязанности оплачивать госпошлину при подаче заявления в суд.

Отказ в правопреемстве в исполнительном производстве

Поскольку вопрос о правопреемстве рассматривается судом, естественно по итогам его разрешения возможен отказ в правопреемстве. В этой связи, последующие действия и реакция на подобный судебный акт полностью зависят от основания – причин, по которым суд вынес отказ.

Отрицательное решение по правопреемству может быть принято в следующих ситуациях:

  1. Обращение подано не в уполномоченный суд
  2. Заявленное основание для правопреемства не предусмотрено законом. Среди примеров можно отметить дела по алиментам, где замена должника не допустима.
  3. Отсутствует подтверждение оснований для правопреемства.

В первом случае очевидно необходимо правильно определиться с судом, где должно быть рассмотрено дело о правопреемстве и попросту повторно подать заявление в такой суд.

Отказ в правопреемстве со ссылкой на нарушение закона в большинстве своих случае лишает сторону возможности произвести замену по исполнительному листу. Однако, по итогам получения такого отказа в суде, при наличии спорных моментов и законных оснований, возможно обжалование данного решения в вышестоящем суде. В вопросе защиты Ваших прав поможет наш адвокат, смотрите также видео с его советами по ведению дела о взысканий на стороне взыскателя:

Последняя ситуация, как правило, связана с дефектом отправленных в суд документов. Не приложение доказательств выбытия одной из сторон и необходимости замены на конкретное новое лицо не лишит возможности представить необходимые документы дополнительно и в итоге рассчитывать на положительное судебное решение.

Другая ситуация, когда суд, оценивая представленной пакет документов, пришел к выводу, что они не могут служить причиной правопреемства. В таком случае дальнейшие действия могут быть связаны исключительно с подачей жалобы в вышестоящий суд.

Порядок замены стороны в исполнительном производстве

Получение положительного судебного акта по вопросу правопреемства не заканчивает процесс смены стороны. Вступившее в законную силу решение суда послужит основанием для вынесения службой приставов соответствующего постановления. По большей части оно дублирует судебный акт, однако в силу закона только после вынесения судебным приставом рассматриваемого документа возможно говорить о завершении процедуры правопреемства.

В этой связи, на основании определения суда следует подготовить заявление в адрес пристава, в производстве которого находится конкретное исполнительное дело, с просьбой о замене стороны.

Сроки замены стороны в исполнительном производстве

Предельных сроков на решение вопроса о замены стороны по исполнительному документу законодательством не определен.

Вместе с тем, следует не забывать, что имеются ограничения по предъявлению исполнительного листа. Предусмотренный общий срок для таких действий не будет прерываться или аннулироваться в момент правопреемства. Поэтому по истечении срока подачи исполнительного документа приставу правопреемство производится не будет.

Таким образом, представляется возможным все-таки отметить, что максимальный срок правопреемства равен сроку предъявления исполнительного листа в службу приставов.

Остались вопросы? Пишите в комментариях к материалу и мы разберем их индивидуально, профессионально и в срок.

Образец заявления в суд о замене должника в исполнительном производстве

В Федеральный суд Ленинского района

города Екатеринбурга

ЗАЯВИТЕЛЬ:

ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЕ ЛИЦА:

г. Екатеринбург, ул. Ленина, 8-309.

Ленинского районного отдела г. Екатеринбурга

г. Екатеринбург ул. Вайнера, 9А

о замене должника в исполнительном производстве

Мною подано исковое заявление с требованиями взыскать в мою пользу с Некоммерческой организации КПКГ «Актив» ОГРН 1076671033812, а так же в субсидиарном порядке с ЗАО «ИФК – Актив» сумму задолженности по договору в размере 1 075 000 рублей.

Ленинский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Селивановой Г.Ю. рассмотрев в открытом судебном заседании указанный иск, удовлетворил исковые требования. 06.09.2011 г. судебный акт вступил в силу.

14.09.2011 г. выдан исполнительный лист, исполнительный лист предъявлен в Ленинский районный отдел г.Екатеринбурга службы судебных приставов.

14.10.2011 г. судебный пристав-исполнитель Ленинский районный отдел г. Екатеринбурга рассмотрев исполнительный документ постановила:

  • отказать в возбуждении исполнительного производства на основании исполнительного документа: в отношении должника: НКО КПКГ «АКТИВ», в пользу взыскателя, вследствие п.п. 2 п. 1 ст. 31 ФЗ «Об исполнительном производстве».
  • разъяснить, что в соответствии с ч. 3 ст. 31 ФЗ «Об исполнительном производстве» устранение обстоятельств, предусмотренных п.п. 1,2,3,4,7 ч. 1 указанной статьи, не препятствует повторному направлению (предъявлению) исполнительного документа судебному приставу-исполнителю в порядке, установленном указанным Федеральным законом.
  • исполнительный документ направить взыскателю.

В соответствии со ст. 44 ГПК РФ: «в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства».

ПОЛЕЗНО: смотрите видео и узнаете, почему любой образец иска, жалобы или претензии лучше корректировать с нашим адвокатом, пишите вопрос в комментариях ролика

Одновременно согласно ст. 52 ФЗ «Об исполнительном производстве»: «в случае выбытия одной из сторон исполнительного производства (смерть гражданина, реорганизация организации, уступка права требования, перевод долга и другое) судебный пристав-исполнитель на основании судебного акта, акта другого органа или должностного лица производит замену этой стороны исполнительного производства ее правопреемником. Для правопреемника все действия, совершенные до его вступления в исполнительное производство, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для стороны исполнительного производства, которую правопреемник заменил».

Читать еще:  Отказ от наследства по завещанию - процедура, документы

Поскольку в настоящее время установлено, что должник КПКГ «Актив» прекратил деятельность путем реорганизации в форме присоединения к НО КПКГ «РАДИАН» и сменил свой юридический адрес на г. Новосибирск пр. Красный 153Б у заявителя есть все законные основания просить о замене стороны в исполнительном производстве и выдаче исполнительного листа.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 44 ГПК РФ, ст. 52 ФЗ «Об исполнительном производстве»

ПРОШУ:

  • заменить сторону должника Некоммерческой организации НО КПКГ «Актив» ОГРН 1076671033812 ее правопреемником НО КПКГ «РАДИАН»;
  • выдать исполнительный лист с указанием нового должника НО КПКГ «РАДИАН».

ПРИЛОЖЕНИЕ:

  1. Копии заявлений с приложением для сторон по делу;
  2. Постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства;
  3. Исполнительный лист в оригинале на должника НО КПКГ «Актив».

Читайте также по вопросам исполнительного производства:

Замена стороны в исполнительном производстве — порядок и особенности

Каждая из сторон, участвующих в судебном разбирательстве, может выбыть из дела в любой момент. Такие же правила действуют в отношении производства по взысканию долгов, инициированного приставами.

Законом предусмотрена и разрешена такая возможность, как замена стороны в исполнительном производстве. В своей статье мы расскажем о том, как проводится это мероприятие и от чего зависят условия его проведения. Нужно ли подавать заявление в суд о замене стороны или это действие закон выполнять не требует?

  • На каком основании выполняется замена лица, выступающего в роли должника?
  • Порядок выполнения выполнения замены
  • Какие документы требуются?
  • Как правильно составить заявление?
  • Заключение

На каком основании выполняется замена лица, выступающего в роли должника?

Согласно ст. 52 ФЗ № 229 от 02.10.2007 года, процедуру, в ходе которой выполняется замена, организует и проводит пристав. Данное действие может быть выполнено только после открытия ИП. При этом основанием будет являться конкретный документ, вынесенный судьей или оформленный приставом.

В качестве оснований для замены в российском законодательстве прописаны следующие моменты:

  • если гражданин, являющийся должником, погиб или скончался;
  • человек был официально признан пропавшим без вести;
  • для юр. лица — в случае реорганизации;
  • при переводе долгов на третье лицо;
  • другие основания, не противоречащие положениями действующего законодательства.

Важным моментом является то, что правопреемник получает те же права и принимает на себя такие же обязанности, что и изначальный должник или взыскатель.

Порядок выполнения выполнения замены

Выбор именно такой процедуры продиктован дополнительным удобством и практичностью. Выполнить замену намного выгоднее и проще, чем оформить новый ИД. Более того, законом разрешено выполнять замену не только ответчика, но и взыскателя. Иными словами, с иском вправе обратиться абсолютно любой участник разбирательства, с официальным заявлением, где указана соответствующая просьба.

Исходя из изложенного выше, можно отметить, что процедура носит исключительно заявительный характер. Причем обращение нужно подавать после открытия исполнительного производства в соответствующую инстанцию. До принятия решения ответственное лицо должно тщательно изучить обстоятельства дела и вынести постановление, которое не будет противоречить нормам закона и интересам участников. В частности, подавать обращение можно в судебный орган или в службу ФССП.

Обращение в суд является обязательным, если основанием для открытия дела стал исполнительный лист, выданный именно этим органов. Если же процедура инициирована в другом порядке, то в суд подавать заявление не требуется, и можно обращаться сразу к сотруднику службы взыскания. Правопреемника в каждой из ситуаций выбирает ответственное лицо того учреждения, где рассматривается обращение.

Какие документы требуются?

Помимо самого обращения, в суд или приставу должны быть поданы документы, выступающие в роли основания для выполнения замены. К таким бумагам принадлежат следующие:

  • судебные постановления;
  • документы о слиянии фирм;
  • справка о гибели гражданина, выписанная органами ЗАГС;
  • решение суда о признании гражданина безвестно пропавшим.

Если интересы лица, подающего обращение, представляет другой гражданин, то необходимо будет подготовить нотариально заверенную доверенность, а при посещении определенной инстанции иметь при себе паспорт.

Как правильно составить заявление?

Чтобы справиться с составлением заявления, стоит скачать образец документа с одного из правовых сайтов. Пример позволит получить представление о том, как составляется такое обращение и какую структуру имеет.

Стандартный документ должен содержать в себе следующие пункты:

  • название ведомства, включая личные данные пристава, если речь идет об обращении в ФССП;
  • информация о заявителе, личные данные, адрес и номер телефона;
  • сведения о заинтересованных гражданах, если таковые есть в деле;
  • название бумаги;
  • обстоятельства рассматриваемого дела;
  • ходатайство о замене должника (или взыскателя);
  • основания для принятия положительного решения;
  • список документации, удостоверяющей права обратившегося лица;
  • подпись заявителя;
  • дата создания бумаги.

Важным условием является наличие в заявлении ссылок на действующие нормативно-правовые акты. Если заявитель не имеет должной подготовки и юридического опыта, то стоит обратиться к опытному юристу, который сможет оформить документ и гарантирует правильность его составления.

Непосредственно процедура замены ответчика на правопреемника не отличается сложностью. Совсем иначе дело обстоит с переводом определенной суммы задолженности с одного лица на другое, если на это отсутствует письменное согласие взыскателя. В этом случае он имеет право обратиться с жалобой и оспорить принятое решение.

Заключение

Сотрудник ФССП или судья могут принять решение о замене должника другим лицом, если на это имеются законные основания. Для этого, гражданин должен обратиться к должностному лицу с соответствующим заявлением и подтвердить наличие официальной причины специальной документацией. При несоблюдении таких правил уполномоченный сотрудник вправе вынести отказное решение. Чтобы переложить обязанности по уплате долга с одного лица на другое, необходимо заблаговременно заручиться согласием взыскателя.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector