Коммерческий подкуп — наказание по статье 204 ук рф

Стратегия защиты по ст. 204 УК РФ (коммерческий подкуп)

Преступление, предусмотренное частью 1 статьи 204 УК РФ, заключается в передаче денег, иного имущества или выгод имущественного характера лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой организации, за совершение действий (бездействие) в пользу дающего, если такие действия или бездействие входят в служебные полномочия лица. Соответственно, ответственность предусмотрена и за получение коммерческого подкупа лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой организации. «Коммерческий подкуп» является аналогом взятки, но только когда речь идет о подкупе не государственного чиновника, а управленца в сфере бизнеса. При этом, как и любое преступление, само по себе получение вознаграждения управленцем, не является преступлением, если не влечет какого-либо вреда гражданам, организациям, интересам государства или общества. Каковы примеры коммерческого подкупа? Поставщик передает вознаграждение коммерческому директору предприятия, чтобы тот подписал контракт о поставке продукции по цене, не выгодной предприятию. Вред в этом случае причиняется предприятию, поскольку в противном случае, без подкупа, предприятие заключило бы контpакт по более выгодной цене.

Особенностью возбуждения уголовных дел по ст. 204 УК РФ является то, что если деяние не причинило вреда интересам других граждан, организаций, общества, государства, помимо организации, в которой работает лицо, получившее подкуп, то уголовное дело может быть возбуждено лишь по заявлению руководителя либо учредителя организации, в которой работает лицо, получившее коммерческий подкуп.

Почему предусмотрено наказание за данное деяние? Коммерческий подкуп несет опасность, поскольку сговор в результате подкупа направлен на нарушение нормального течения рыночных отношений, подрыв законной управленческой деятельности коммерческих организаций, препятствует соблюдению законов и правовых обязанностей лицами, осуществляющими управленческие функции в коммерческих организациях. Особенностью общественной опасности преступления является противоправный способ воздействия на управленческие процессы при принятии решений и осуществлении лицом своих служебных полномочий.

Состав преступления, предусмотренного ст. 204 УК РФ, достаточно сложен для понимания, и не каждый юрист способен дать квалифицированную консультацию относительно возможности освобождения лица от наказания, наличия в деянии состава преступления, законности возбуждения уголовного дела по факту получения коммерческого подкупа. Зачастую ошибочно полагают о совершении лицом, получившим вознаграждение, коммерческого подкупа и следователи. Факты коммерческого подкупа полиция выявляет, как правило, в ходе проведения оперативных мероприятий, задерживая участников получения и передачи подкупа с поличным, предмет подкупа – деньги и иное имущество — сразу же изымаются, а подозреваемый доставляется к оперативникам или к следователю для проведения следственных действий. Поскольку факт передачи имущества зафиксирован с участием понятых, с использованием видеозаписи, то у задержанного возникает чувство того, что он действительно совершил (получил) коммерческий подкуп и сопротивление бесполезно (ведь деньги то получил). В это же время, не вдаваясь в детали – за что именно получено вознаграждение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой организации, оперативники начинают убеждать задержанного в том, что его деяние образует состав преступления, и лучше во всем признаться, иначе задержанный отправится на два месяца в СИЗО. Задержанный пишет явку с повинной, дает правдивые показания, ключевой фразой которых является то, что он признает факт получения коммерческого подкупа. При этом соглашается на услуги защитника по назначению, не заботясь о поиске грамотного юриста, специализирующегося на защиты по делам об экономических преступлениях. В последующем же другой адвокат – специалист по делам о коммерческом подкупе-устанавливает, что вред деянием не причинен, уголовное дело незаконно возбуждено без заявления руководителя организации, либо, вообще лицо, которое получило подкуп, не является выполняющим управленческие функции в организации.

Поэтому, в случае, если Вас задержали подозрению в коммерческом подкупе, первым делом наймите опытного адвоката по ст. 204 УК РФ, расскажите этому юристу все обстоятельства, предшествующие задержанию, получите консультацию и только после беседы с защитником принимайте решение – давать или не давать показания.

Только хороший адвокат по уголовным делам об экономических преступлениях сможет разработать план защиты от обвинения по ст. 204 УК РФ, который приведет к:

— прекращению уголовного дела по ст. 204 УК РФ

— вынесению оправдательного приговора по ст. 204 УК РФ

— освобождению от наказания по ст. 204 УК РФ

— получению минимального наказания по ст. 204 УК РФ

— переквалификации обвинения со статьи 204 УК РФ на статью о менее тяжком преступлении.

Уголовная ответственность за коммерческий подкуп

Коммерческий подкуп – один из видов коррупционных преступлений, часто называемый «коммерческой взяткой». Коррупцией признаётся незаконное использование должностного положения вопреки общественным и государственным интересам с целью получения определённых финансовых либо материальных выгод для себя или третьих лиц. Коррупционные правонарушения всегда связаны со злоупотреблением своими полномочиями. Ошибочно считать, что государство, взяв направление на активную и всестороннюю борьбу с коррупцией, будет следить только за государственными служащими, а также работниками государственных корпораций, внебюджетных фондов. Взяткодательсво охватывает все группы населения, вследствие чего уголовно-правовое регулирование осуществляется предельно широко.

Понятие и сложности квалификации правонарушения

Новостные потоки переполнены информацией о пресечении правоохранительными органами попыток получения взятки официальными лицами, представляющими государственный сектор экономики, но аналогичная информация от сферы бизнеса практически не озвучивается. Это приводит к деформированному восприятию коррупционных злоупотреблений как исключительной «привилегии» организаций, наделённых государственно-распорядительными полномочиями.

Читать еще:  Транспортный налог в белгородской области на 2019 год

Бизнес-взяточничество – явление повсеместное. Статьи, предусматривающие ответственность за подобные действия, содержат нормативные документы уголовно-правового характера многих стран. Так, Модельный Уголовный кодекс для государств – участников СНГ содержит статью 271, посвящённую вопросам коммерческой взятки, что должно служить образцом для уголовных кодексов всех республик Содружества.

Большой процент нарушений закона коррупционной направленности связан с главным свойством рыночной экономики – конкурентной борьбой за доступ к ресурсам производства услуг, рынку сбыта.

Стоит отметить, что мздоимство в бизнесе регулярно становится предметом научных исследований, хотя является относительно новой статьёй российского уголовного законодательства. Это связано с высокой динамикой изменений, вносимых законодателем в текст соответствующей статьи. Действующая редакция УК России остается неизменной с 2016 года. Относительно старой редакции существенно расширен предмет правонарушения, введён институт пособничества, а также выделен мелкий коммерческий подкуп как самостоятельное нарушение законодательства. Помимо этого, изменениям подвергалась подслественность – с 15 января 2011 года уголовное преследование по нарушениям закона, предусмотренным статьёй 204 уголовного закона, осуществляется исключительно сотрудниками Следственного комитета.

Коммерческий подкуп статья 204 УК РФ определяет как вид неправомерного влияния на менеджмент компании.

Проведение анализа его описания позволяет определить следующие признаки:

  1. Наличие у взяткополучателя управленческих полномочий;
  2. Противоправный характер передачи предмета договорённости;
  3. Предоставление указанных ресурсов исключительно за совершение действия (бездействия), отнесённого к полномочиям взяткополучателя.

Соответственно, передача некоторых материальных ресурсов управляющему работнику может классифицироваться по ст. 204 только при совпадении всех трёх факторов.

С точки зрения правосудия, важен сам факт получения незаконного вознаграждения, а не то, как это сделано – в форме предоплаты или по факту выполнения.

Противоправные платежи управленцам частного сектора экономики часто путают с дачей взятки, состав которой определяют ст. 290, 291 Уголовного кодекса Российской Федерации. Составы этих деяний настолько близки, что для обоих составов используют одинаковую терминологию. Например, предмет преступления – предложение дачи материальных благ – принято называть взяткой, а получение таких благ – взяточничеством.

Предмет противоправного деяния также однородный:

  • деньги;
  • ценные бумаги;
  • имущество и незаконные имущественные услуги;
  • иные имущественные права.

Важно отметить именно незаконный характер платы, то есть не предусмотренный ни законодательством, ни трудовым договором, не отнесённый к категории подарков, тратам на представительские расходы. Взяткой может выступать предоставление непосредственной имущественной или опосредованной выгоды (например, освобождение от имущественных обязательств либо исполнение имеющихся обязательств мздоимца перед другими лицами).

Исходя из примечания к ст. 204 УК РФ для определения состава нарушения необходимо, чтобы стоимость предмета договорённости имела значительный размер, то есть превышала сумму 25 тыс. р.

Приведённая таблица сравнения статей 204, 290, 291 УК РФ показывает принципиальные отличия этих составов преступлений по ключевым моментам:

Ответственность за коммерческую взятку

Регулирование вопросов, связанных с торговой коррупцией, осуществляется:

  1. Уголовным кодексом Российской Федерации.
  2. Кодексом об административных правоотношениях Российской Федерации.
  3. Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Рассмотрению практических аспектов применения положений законодательства посвящено постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 9 июля 2013 года № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях».

Законодатель выделяет следующие виды субъектов преступления с разнородной ответственностью:

  • управляющий/менеджер организации;
  • посредники;
  • лицо (группа лиц), извлекающее выгоду;
  • юридическое лицо, от имени которого предлагалась взятка.

Особенностью подкупа является наступление ответственности не только для непосредственных сторон передачи взятки, но также для третьих лиц и организаций.

Таким образом, законом определено три противоправных деяния, связанных с коммерческим подкупом:

  1. Дача (предложение дачи взятки) (ч. 4 ст. 204 УК РФ).
  2. Получение (ч. 5–8 ст. 204 УК РФ).
  3. Посредничество (ст. 204.1 УК РФ).

Специалисты выделяют ряд сложностей, связанных с квалификацией действий, которые предусматривает статья 204 УК РФ. Признаками, квалифицирующими коммерческий подкуп, статья закона определяет групповую организованность и вымогательство.

Групповая организованность – сговор об осуществлении деяния между сотрудниками, каждый из которых наделён функциями управления. Проблему составляет доказательство наличия предварительной договорённости о действиях.

Вымогательство представляет собой требование выплаты денег, передачи материальных (нематериальных) ценностей либо иных активов, сопровождаемое угрозами охраняемым законом интересам человека. Особенность квалификации вымогательства составляет декларативный характер угрозы. Значение имеет лишь заявление намерения нанести ущерб, возможность реализовать данную угрозу не важна.

Угроза должна представлять реальную опасность для личных законодательно закреплённых интересов гражданина.

В отличие от «коммерческой» сути подкупа вымогательство носит личностный характер. В качестве примера вымогательства можно рассмотреть угрозу нанесения репутационного, физического или имущественного вреда управленцу, его семье.

Разбор ст. 204 УК РФ показывает, что наказание за участие в откатной схеме начинается со штрафов до 400 тыс. р., значительный размер взятки может увеличить штраф до 800 тыс. р., крупный – до 1,5 млн р. Также закон предусматривает наказание сроками лишения свободы либо назначением исправительных работ.

Анализ наказаний, перечисленных статьёй 204 УК РФ, показывает, что коммерческий подкуп, исходя из обстоятельств совершения, может расцениваться судом как деяние небольшой или средней тяжести, тяжкое или особо тяжкое преступление. От этого зависит приговор суда, выбранная им мера пресечения, а также определение сроков давности при принятии решения о возможности освобождения от ответственности по статье 78 Уголовного кодекса.

Установление следственными органами факта дачи взятки финансовых (материальных) ресурсов стороной-участницей вследствие вымогательства стороной-получателем отменяют применение к нему мер уголовной ответственности. Аналогично решается вопрос о наказании лиц, активно способствующих следствию, оказывающих содействие раскрытию преступления, добровольно сообщивших о совершённом.

Проблемы практического применения законодательства

Коммерческий подкуп – преступление, раскрытие и доказывание которого представляет настоящую уголовно-правовую проблему. Это связано с тем, что сделка совершается к взаимной выгоде сторон-участниц, обе стороны являются преступниками. Говоря обывательским языком, рука руку моет. К добровольному обращению к правоохранительным органам может привести лишь вымогательство, когда «взяткодатель» фактически принуждён давать взятку.

Читать еще:  Какие суды рассматривают гражданские и уголовные дела

Обращение может совершаться устно или письменно, после чего оперативной группой начинается работа по контрольной даче взятки. Проводимые мероприятия включают организацию работы таким образом, чтобы действия следователей не подпадали под определение провокации или мздоимец не имел возможности избавиться от полученного гонорара. Часто подставного взяткодателя отправляют подкупать руководящего сотрудника организации посредством денег, маркированных специальной краской.

Следствие должно найти подтверждение:

  • факта незаконной передачи финансовых либо материальных ресурсов;
  • соответствия между дачей взятки и совершением управленцем определённых действий (бездействием);
  • виновных;
  • обстоятельств, квалифицирующих нарушение закона.

Факт стяжательства будет доказан, если передана хотя бы часть оговорённых финансовых средств, материальных благ.

Помимо этого вида нарушения уголовного законодательства, существует ряд действий, которые, обладая схожими внешними признаками, не подпадают под действие статьи 204 УК:

  1. «Мнимое посредничество». Фактически данное действие – мошенничество, направленное на материальные блага, выделенные на «откатные» мероприятия. Суть аферы заключается в предложении решить заинтересованной стороне вопросы от имени руководящего работника организации человеком, никакого отношения к организации не имеющим, либо сотрудником той же организации, не имеющим необходимых распорядительных полномочий.
  2. Требование материального или иного вознаграждения, носящее противоправный характер, но не завершившееся передачей финансовых, материальных активов.
  3. Предоставление предмета интереса на законном основании. Если ресурс, которым управленец распоряжается законно, распределён аффилированно, то состав коммерческого подкупа квалифицирован не будет;
  4. Передача материальных ресурсов, оказание услуг должностному лицу за действие (бездействие) без предварительной договорённости о факте передачи либо характере ресурса. Фактически такое действие, являясь односторонним свободным волеизъявлением второй стороны, представляет собой дарение.

Как видно, торговое взяточничество имеет ряд проблем с определением точной квалификации проступка. Это вызывает сложности у простых граждан и профессионалов уголовной юриспруденции.

Вопросам отдельных экономических нарушений закона посвящено постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 9 июля 2013 года № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях». Документ интересен тем, что разработан как методическое пособие для судий при рассмотрении ими составов дел, классифицированных по статье 204 УК РФ. Постановление содержит большое количество разъяснений относительно нюансов применения закона, подкреплённых последующей судебной практикой.

Так, согласно пояснениям Верховного суда Российской Федерации деяние будет считаться завершённым с момента получения мздоимцем хотя бы части средств или услуг, обещанных в качестве его платы. Если в качестве взятки оказываются услуги, окончанием стяжательства будет начало деятельности по приобретению выгоды.

Ответственность наступает независимо от наличия возможности извлекать пользу (доход) от полученных ресурсов.

Если при наличии преступного сговора об осуществлении стяжательства представитель организации отказывается от получения предмета подкупа, то действие взяткодателя будет расценено как покушение на преступление и он будет нести предусмотренную ответственность. Если сделка сорвалась по обстоятельствам непреодолимой силы, то усилия сторон, направленные на достижение договорённости о предмете и объёме передачи средств, будут рассматриваться судом как покушение на осуществление преступления.

Интересная позиция также озвучена по получению взятки при осуществлении преступления группой лиц. Суд признает предмет переданным, а деяние оконченным по факту получения взятки хотя бы одним из участников сговора. Таким образом, если одно из лиц-взяткополучателей решит отказаться от намерения нарушить закон, но другим правонарушителем предмет подкупа будет получен, для суда оба должностных лица будут подозреваемыми.

Если кратко резюмировать имеющуюся информацию, то «рыночное взяточничество» является сложным противоправным экономическим явлением, которое может использоваться злоумышленниками не только для незаконного обогащения, но также для нанесения ущерба деловой репутации конкурентов. Чтобы избежать двусмысленного толкования действий уполномоченных лиц, необходимо по аналогии с имеющимся опытом государственных организаций разрабатывать тесты на знание коррупционного законодательства, методические рекомендации по поведению в неоднозначных ситуациях для пресечения возникновения ситуаций, когда действия руководителя могут трактоваться как предложение незаконного вознаграждения своих действий. Оптимальное решение – возложение обязанностей консультанта по антикоррупционным вопросам на представителя юридической службы организации.

Ст. 204 УК РФ Коммерческий подкуп

Одним из незаконных действий, совершаемых гражданами в пределах РФ и относящихся к уголовным преступлениям, является коммерческий подкуп. Коммерческий подкуп – это незаконная передача каких-либо ценных вещей, денежных средств, прочих материальных благ, которые предназначены для лица, выполняющего управленческие функции в организациях негосударственного характера. Целью такого действия может являться осуществление действий конкретного характера (или бездействие) в интересах того лица, которое и предоставляет эти блага.

Состав совершенного преступления

В какой-то мере состав преступления по статье 204 УК РФ, рассматривающей коммерческий подкуп, несколько схож по некоторых особенностям и механизмам с получением взятки. Однако, они имеют существенные отличия, вследствие чего и они и рассматриваются в различных статьях.

Преступление, определяемое как коммерческий подкуп, обладает такими особенностями:

  1. Лицо, занимающее определенную должность, за выполнение незаконных действий (или свое бездействие) имеет определенную выгоду:
  • Получение определенной суммы денег;
  • Принятие материальных ценностей. Такие ценности могут быть предметами, вещами, транспортными средствами, земельными участками, объектами недвижимости;
  • Оплата лично гражданину, выполняющему управленческие функции, или же кому-то из его родственников, близких отдыха, лечения, каких-либо услуг;
  • Предоставление скидки без видимых и логичных причин на аренду недвижимости, приобретение товара или объекта в сумме, оговоренной сторонами преступного действия;
  • Осуществление для управленца каких-либо действий, в результате которых он будет иметь значительную выгоду;
  • Прощение имеющегося долга;
  • Помощь в выдаче кредита, если на то нет законных оснований.

Кто может привлекаться к ответственности

Касаемо лиц, которые могут привлекаться к ответственности, то статья 204 УК РФ может рассматривать обвинение как непосредственно лиц, выполняющих действие, определяемое как подкуп, так и лицо, принимающее его.

Читать еще:  Что входит в ремонт и содержание жилья в 2019 году

Нести ответственность, таким образом и привлекаться по статье 204 уголовного кодекса может такое лицо:

  • Достигшее возраста в 16 лет;
  • Являющееся субъектом, осуществившим передачу любого рода материальных ценностей гражданину, занимающему управленческую должность в фирме, компании и ожидающего (или уже получившего) результата от действий, которые ему будут чем-то выгодны. Также к такой ответственности могут привлекаться те, кто оказал посредничество – то есть передал ценность либо же договорился об их передаче и т.д.;
  • Лицо, занимающее управляющую должность и обладающее полномочиями, которые позволяют осуществить незаконные действия, идущие вразрез с уставом компании, ее основными правилами и распорядками.

Объект преступления и его предмет

Объектом коммерческого подкупа и рассматриваемым предметом являются особенные интересы, которые находятся в тесной связи с работой коммерческой организации, которые непосредственно необходимы лицам и те, какие на законном основании осуществить невозможно. В результате таких выполненных действий, определяемых в качестве состава преступления, может нанестись ущерб:

  • Материальным интересам третьих лиц в плане потери ими как непосредственно чего-либо материального или же выгоды от ожидаемых событий;
  • Нематериальным интересам третьих лиц, как обычных граждан, так и ИП и ООО, осуществляющим экономическую, так и иную деятельность;
  • Имиджу любого сотрудника или группы сотрудников, которые являются служащими коммерческой фирмы.

Стоит отметить, что коммерческий подкуп считается оконченным с момента того, как управленец осуществил принятие вознаграждения, за которое он выполнил, в свою очередь, незаконное действие. Иногда происходят ситуации, когда для того, чтобы обезопасить себя и создать более длинную цепочку участников преступного действия, получение материальных ценностей выполняется третьими лицами – родственниками управленца, его знакомыми. Судебная практика знает много подобных случаев и в такой ситуации, если прием денег или других благ производится с ведома лица, которое в итоге будет являться конечным получателем, то уголовный кодекс позволяет рассматривать его в качестве обвиняемого по делу.

В чем отличие передачи взятки от подкупа

Поскольку состав преступления, определяемый ст. 204 УК РФ, по многим показателям схож с другой статьей, привлекающей к ответственности за получение взятки, необходимо отдельно рассмотреть, в чем состоит отличие взятки от коммерческого подкупа. Главными пунктами, по которым они расходятся, являются следующие:

  • при передаче взятки осуществляется незаконное обогащение чиновника какой-либо организации, являющейся государственной, муниципальной, международной. В противопоставление при коммерческом подкупе субъектом, который получает определенные материальные блага, является лицо, занимающее должность с управляющими функциями в организации исключительно коммерческого характера;
  • осуществление незаконного действия управленцем может распространяться только на сферу действия работы непосредственно самой компании и лишь в некоторых случаях влиять на другие фирмы и организации. При даче взятки должностному лицу государственной организации, ввиду его большой области возможного влияния, последствия таких действий могут быть более масштабными и затрагивать интересы многих людей, организаций и государства;
  • статья 204 УК РФ рассматривает в качестве состава преступления как передачу материальных благ за оказание услуг, так и ее получение. Дача взятки и ее получение определяются отдельными статьями УК РФ.

Мера наказания за совершенное преступление

Согласно тексту статьи и комментариями к ее содержанию следует отметить меры наказания, предусмотренные за коммерческий подкуп:

  1. Ч.1 рассматривает ответственность лица, осуществившего передачу денег в мелком размере управленцу за ожидаемое оказание услуг незаконного характера:
  • Выплата штрафа. Величина такой меры может выражаться в конкретной сумме и достигать 400 тыс. рублей. Также такую меру могут определить в доходе осужденного за определенный период времени. В данном случае он может быть в размере 6-ти месячной заработной платы;
  • Выплата штрафа, размер которого выражается от 5 до 20 величин суммы подкупа;
  • Работы исправительного характера, которые придется выполнять в течение двух лет;
  • Ограничение свободы или лишение нее на срок до двух лет. Подобную меру могут совмещать с выплатой штрафа.

Если переданная сумма выражается в значительном размере, то и мера наказания уже будет иной:

  • Штраф, который достигает 800 тыс. рублей или дохода осужденного (в том числе и не официального) за период 9 месяцев. Также могут вменить штраф величиной в 30 сумм от размера подкупа;
  • Ограничение возможности занимать указанные судом должности в течение двух лет;
  • Лишение свободы. Подобная мера может достигать периода трех лет и применяться совместно со штрафом.
  1. Ч.2 рассматривает коммерческий подкуп, в передаче которого было задействовано несколько человек. Применяемая мера может быть такой:
  • Наложение обязательства выплатить штраф. Определяться он может в кратности размеру подкупа – от 40 до 70 величин;
  • Работы принудительного характера, продолжающиеся до 4 лет;
  • Арест до шести месяцев или же пребывание в местах лишения свободы до 6 лет.
  1. Ч.3 рассматривает вину непосредственно управленца, принявшего определенную сумму денег и оказавшего услугу. Наказание, выражаемое этой частью статьи такое:
  • Штраф в сумме до 70 размеров подкупа;
  • Принудительный труд до 5 лет с параллельным ограничением на работу в определенных должностях;
  • Лишение свободы. Срок такой меры может составлять до 7 лет. Кроме того, такое наказание может идти параллельно с оплатой штрафа.

Ситуации, в которых можно избежать ответственности

В некоторых случаях при совершении коммерческого подкупа можно избежать ответственности. Произойти это может при подобных ситуациях:

  • Освобождается от ответственности лицо, которое сообщило о факте передачи ценностей материального характера правоохранительным органам;
  • Если требование определенной суммы денег или вещей от управленца было осуществлено как провокация и самой передачи не состоялось;

Если в отношении лица, осуществившего коммерческий подкуп, были совершены действия, определяемые как вымогательство.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector