Виды ответственности за санитарные правонарушения

Виды ответственности за санитарные правонарушения

Под санитарными правонарушениями в всеобщем смысле этого выражения понимается невыполнение отдельными гражданами, предприятиями или организациями требований, установленных законами и другими нормативно-правовыми актами в сфере санитарного состояния окружающей среды. Виды ответственности за санитарные правонарушения могут начинаться с несложного предупреждения и вплоть до применения наказания в виде лишения свободы.

Виды наказаний

Меру наказания за нарушение санитарных условий применяют при доказанности факта причинения ущерба. При этом не играет роли мотивация совершенного нарушения (умышленного нрава, по неосторожности, незнанию или в ином случае).

В зависимости от характера нарушения и тяжести наступивших последствий, вид привлечения к ответственности выбирается индивидуально и на основании статьи 55 ФЗ №52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии народонаселения». Это может быть:

  1. Административное наказание.
  2. Привлечение к дисциплинарной ответственности внутри действующей организации или предприятия.
  3. Гражданско-правовая ответственность.
  4. Уголовная ответственность – надвигается при доказанности фактов особо тяжких последствий нарушения санитарно-эпидемиологического порядка и правил.

Условия применения административного кары

Административное наказание – наиболее распространенный вид ответственности за нарушения в сфере санитарного контроля. Ответственность определяется статьей №6 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и применяется в вытекающих случаях:

  • организацией или отдельным физическим лицом нарушены действующие на момент совершения правонарушения санитарные нормы или не выполнены мероприятия по предотвращению подобных нарушений;
  • был доказан факт несоблюдения введённых санитарных норм по использованию и эксплуатации жилых и нежилых помещений и зданий, сооружений общественного предназначения, пассажирского транспорта;
  • бывальщины выявлены факты существенных нарушений в порядке обеспечения (подачи и снабжения) питьевой водой населения или отдельного предприятия;
  • выявлены недостачи в организации и проведении мероприятий по уничтожению отходов производственного характера (захоронению пищевых отходов) и прочее;
  • не выполнены или выполнены с нарушениями обстоятельства организации подвоза, доставки, хранения и выдачи (реализации) продуктов питания для населения.

Это лишь обобщенные условия применения административного кары, каждый из перечисленных пунктов имеет множество подпунктов, включающих детализированные требования к каждому разделу.

Например, при организации столы учитывается не только порядок хранения, приготовления и выдачи продуктов на руки, но и соблюдение требований к самому зданию (пункт расположения, фундамент, пол, организация септика и прочее).

Административная ответственность в действии

За одно и то же правонарушение, попадающее под раздел административной ответственности, могут быть назначены различные облики наказания.

Вид наказания определяется статьей №3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и, в зависимости от тяжести нарушения, вин и последствий, может подразделяться на:

  • Вынесение официального предупреждения – как правило, применяется при незначительном правонарушении, допущенном по неосторожности, без злобного умысла или при совершении нарушения в первый раз в единичном случае.
  • Применение штрафных санкций. Размер штрафа варьируется в подневольности от обстоятельств:
    • для граждан Российской Федерации размер штрафа, в зависимости от совершенного правонарушения, может составлять от 100 и до 500 рублей;
    • для лиц, свершивших правонарушение в период исполнения должностных обязанностей (если правонарушение является следствием профессиональной деятельности), размер штрафа составляет от 500 рублей до 1 тысячи рублей;
    • для лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, размер штрафа составляет от 500 до 1000 рублей, может быть заменен приостановкой деятельности на 90 дней;
    • для введённым образом зарегистрированных юридических лиц штраф накладывается в диапазоне от 10 до 20 тысяч рублей. Штраф может быть заменен на меру по приостановлению деятельности предприятия сроком до трех месяцев.
  • Конфискация или изъятие объекта, послужившего причиной правонарушения. К примеру, загрязняющего атмосферу строительного инструмента, если иными способами добиться сознательности от его обладателя невозможно.
  • Отстранение от права (специального права) на осуществление определенного вида деятельности.
  • Применение административного ареста – наиболее жесткий, но и наиболее эффективный метод, может применяться как основное наказание или как следствие невыполнения условий основного наказания, например, за длительную неуплату штрафа по административному правонарушению.
  • Депортация за пределы Российской Федерации – применима лишь к гражданам-нерезидентам России, иностранным подданным, туристам и т. д.
  • Дисквалификация.

Читайте также! Как оформляется акт-допуск для производства работ

В связи с тем, что касательно санитарных правонарушений нормы применения ответственности крайне низко систематизированы и разнесены по нескольким нормативно-правовым актам, сложно прогнозировать, какой конкретно вид кары будет применен за отдельное нарушение. Исключительный вид административной ответственности определяется юридически и основываясь на опыте судебной практики по аналогичным делам.

Дисциплинарная ответственность

Дисциплинарной ответственности подвергаются работающие сотрудники организаций по ходатайству (представлению) главного врача, его заместителя, председателя санитарно-эпидемиологической комиссии или иного органа контроля, выявившего нарушение.

Под дисциплинарной ответственностью понимается наложение на сотрудников внутриведомственных взысканий: внушение, строгий выговор, лишение премии и др. вплоть до отстранения от должности (увольнения по несоблюдению условий трудового договора) включительно.

Уголовная ответственность

Обстоятельства необходимости применения норм Уголовного кодекса Российской Федерации наступают при выявлении нарушений в сфере санитарного состояния, какие могут повлечь или уже повлекли тяжкие последствия в виде:

  • массового отравления людей;
  • тяжелых экономических последствий (порча продуктов столы в результате несоблюдения условий хранения);
  • тяжелой болезни, явившейся следствием отравления;
  • смерти человека, причиненной в том числе и по неосторожности в итоге нарушения санитарно-эпидемиологических норм или создания предпосылок к таким нарушениям, а также не принятия действенных и своевременных мер по противодействию (устранению и недопущению) сделавшихся известными нарушений.

Экономическая ответственность

Экономической ответственности подвергаются организации и предприятия, допустившие нарушения законодательства, выразившиеся в:

  • создании условий загрязнения опоясывающей среды в результате профессиональной деятельности организации;
  • сознательное (несознательное) производство или реализация населению продукции и товаров, потребление каких повлекло массовые отравления или заболевания.

После установления факта вины предприятия оно выплачивает компенсации пострадавшим ликам, возмещает ущерб (оплачивает лечение).

За счет собственного экономического фонда проводит комплекс противоэпидемиологических мероприятий, устремлённых на устранение последствий нарушения и предотвращение дальнейшего распространения инфекций.

Читайте также! Как составить жалобу на бездействие судебных приставов

Органы контроля

Функционал по контролю за соблюдением норм и правил санитарно-эпидемиологического состояния, взысканию штрафов и насилию к исполнению требований нормативных правовых актов возложен на Роспотребнадзор. Физические лица попадают под ответственность по факту совершения правонарушения и установлению обоснованных доказательств принадлежности к конкретному облику проступка.

В части, касающейся юридических лиц, Роспотребнадзор наделен правом проведения проверок состояния санитарных норм. Проверки делятся на два образа:

  1. Плановый контроль – как правило, проводится с четко прослеживаемой периодичностью по обоюдно согласованным планам и графикам. При проведении проверки комиссия руководится текущими положениями законодательства и проверяет всю полноту соблюдения норм.
  2. Внеплановые проверки – в подавляющем большинстве случаев внеплановые проверки инициированы извещениями об имеющихся на предприятии нарушениях или фактах свершившихся аварий.

Как плановые, так и внезапные проверки не могут длиться более 30 календарных дней (введено, что за это время вполне возможно проверить любую организацию в полном объеме, а затягивание времени создает предпосылки к возникновению коррупционных касательств в среде комиссии). Плановые проверки проводятся не чаще, чем раз в два года, и должны быть подкреплены приказом (выпиской из распоряжения) Роспотребнадзора.

Смягчающие обстоятельства за санитарные правонарушения

Применение любого наказания предусматривает проведение предварительного разбирательства с дефиницией степени вины, наличия доказательств, смягчающих и отягощающих обстоятельств.

К обстоятельствам, смягчающим степень наказания за совершение нарушений в сфере санитарно-эпидемиологического права, относятся:

  • сожаление лица совершившего нарушения в своих действиях и признание их противозаконными;
  • самостоятельное и бескорыстное возмещение пострадавшим лицам причиненного ущерба, создание условий дальнейшего недопущения подобных поступков и устранение причин, явившихся предпосылкой к нарушению;
  • совершение нарушения под влиянием сильных переживаний, расстройства, неудовлетворенности семейной житием или иными проблемами душевного характера;
  • если нарушение совершено беременной женщиной или матерью ребенка в возрасте до одного года, а также несовершеннолетним гражданином любого пустотела;
  • самостоятельное и добровольное сообщение правоохранительным органам о совершенном правонарушении и дальнейшее активное сотрудничество с органами контроля по устранению последствий нарушения.
Читать еще:  Как быстро оплатить транспортный налог онлайн

Виды ответственности за санитарные правонарушения

— проведение профилактических прививок;

— обязательное прохождение медицинского осмотра лицами, занятыми на пищевых предприятиях, в детских коллективах и т. п.

Уклонение или отказ лица от проведения предупредительных мер служит основанием для применения других мер административного принуждения: пресекательно-принудительных (принудительная госпитализация, принудительное проведение прививок) и мер административных взысканий (штрафы за уклонение от профилактических прививок, осмотров и т. д.).

Меры административного взыскания служат не толь­ко средством устранения санитарно-эпидемиологических нарушений, но и средством наказания нарушителей с целью недопущения таковых в будущем. За нарушение санитарно-противоэпидемических и санитарно-гигиенических норм предусмотрены административное взыскание в виде штрафа или передача дел в административные комиссии, органы прокуратуры и др.

Виды ответственности за санитарные правонарушения. Обжалование действий должностных лиц

Ответственность за нарушение санитарного законодательства предусматривается ст. 27—31 закона “О санитарно-эпидемио­ло­гическом благополучии населения”. Санитарным правонарушением признается посягающее на права граждан и интересы общества противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) деяние (действие или бездействие), связанное с несоблюдением санитарного законодательства, в том числе действующих санитарных правил, невыполнением гигиенических, противоэпидемических мероприятий, заключений, постановлений, распоряжений и предписаний должностных лиц органов и учреждений госсанэпидслужбы. Должностные лица и граждане, допустившие санитарное правонарушение, могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.

Дисциплинарная ответственность подразумевает наложение на должностных лиц и работников предприятий дисциплинарных взысканий, предусмотренных законодательством России, вплоть до отстранения от работы, освобождения от занимаемой должности и увольнения. Руководители предприятий и организаций обязаны налагать дисциплинарные взыскания на должностных лиц и работников, совершивших санитарное правонарушение, по представлению главного государственного санитарного врача или его заместителя.

В порядке административной ответственности за совершение санитарного правонарушения к должностным лицам и гражданам могут быть применены административные взыскания в виде предупреждения и штрафа. Штраф налагается постановлением главного государственного санитарного врача или его заместителя в размере: на должностных лиц — не более суммы трехмесячного дохода; на работающих граждан — не более суммы месячного дохода.

Уголовная ответственность наступает за совершение санитарных правонарушений, повлекших или могущих повлечь за собой возникновение массовых заболеваний, отравлений и смерть людей. Должностные лица и граждане подлежат уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Предприятия и организации несут экономическую ответственность за нарушение санитарного законодательства. Предприятия, допустившие загрязнение окружающей среды, выпуск (или) реализацию продукции, употребление (использование) которой привело к возникновению массовых инфекционных или неинфекционных заболеваний или отравлений людей, по постановлению главного государственного санитарного врача или его заместителя обязаны: уплатить штраф в доход местного бюджета; возместить затраты лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений на оказание медицинской помощи больным, проведение гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

Порядок обжалования постановлений должностных лиц госсанэпидслужбы о наложении административных взысканий изложен в “Инструкции о порядке привлечения должностных лиц, граждан к административной ответственности и наложения штрафов на юридических лиц за санитарные правонарушения” (утверждена приказом Госкомсанэпиднадзора РФ от 07.07.93 г., № 61).

Постановление главного государственного санитарного врача (или его заместителя) о наложении штрафа может быть обжаловано у вышестоящего главного государственного санитарного врача (или у его заместителя) или в районном (городском) суде, решение которого является окончательным.

Постановление о наложении предупреждения может быть обжаловано у вышестоящего главного государственного санитарного врача или его заместителя, после чего жалоба может быть подана в районный (городской) суд, решение которого является окончательным. Жалоба может быть подана в течение 10 дней с момента вынесения постановления и рассматривается вышестоящим главным государственным санитарным врачом в 10-дневный срок со дня ее поступления.

Последовательность мер административного воздействия при санитарных правонарушениях

Применение мер административного воздействия осуществляется в соответствии с “Инструкцией о порядке привлечения должностных лиц, граждан к административной ответственности и наложения штрафов на юридических лиц за санитарные правонарушения”. Процесс привлечения к административной ответственности включает следующие этапы.

1. Констатация факта нарушения действующей санитарно-правовой нормы или невыполнения в установленный срок полученного распоряжения санитарного врача (врача-эпидемиолога) по конкретному вопросу, имеющему санитарно-противоэпидемическое значение.

2. Выявление ответственных лиц и установление их виновности в данном случае.

3. Возбуждение дела о санитарном правонарушении (начинается с составления протокола). Основанием для этого могут служить факты санитарного обследования, докладные, протоколы лабораторно-инструментальных исследований и другие документы. Протокол о санитарном правонарушении может быть составлен должностными лицами, осуществляющими госсанэпиднадзор. Протокол подписывается лицом, его составившим, и лицом, совершившим административное правонарушение.

4. Рассмотрение дела (при этом могут участвовать лица, привлекаемые к ответственности, должностные лица, адвокат, свидетели, эксперты и др.). Решение по протоколу о санитарном нарушении, наложению штрафа и др. может приниматься главным врачом центра ГСЭН (главным государственным санитарным врачом или его заместителем). Более ответственные дела могут быть переданы в административные комиссии, органы внутренних дел, прокуратуру, арбитраж и др.

Рассмотрев дело о санитарном правонарушении, главный государственный санитарный врач или его заместитель выносит постановление о наложении административного взыскания. Применяются меры административного воздействия в виде предупреждения или штрафа. В соответствии с п. 3 ст. 29 закона “О санитарно-эпидемио­логическом благополучии населения” устанавливаются следующие размеры штрафа: на должностных лиц — не более суммы трехмесячного дохода, на работающих граждан — не более суммы месячного дохода. Выбор меры определяется составом правонарушения, совокупностью смягчающих вину обстоятельств, выявленных в ходе рассмотрения дела.

Обжалование решения. Постановление о наложении административного взыскания может быть обжаловано у вышестоящего главного государственного санитарного врача или в суде, решение которого является окончательным. Жалоба подается в течение 10 дней после вынесения постановления.

Виды ответственности за санитарные правонарушения

В соответствии с законодательством РФ за нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность.

Административная ответственность устанавливается за следующие нарушения санитарного законодательства: 1) нарушение санитарно-эпидемиологических требований к жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования, транспорта — влечет предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере от 5 до 10 МРОТ, на индивидуальных предпринимателей, должностных лиц — от 10 до 20 МРОТ и на юридических лиц — от 100 до 200 МРОТ; 2) нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения, продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации, продукции производственно-технического назначения, химическим, биологическим веществам и отдельным видам продукции, потенциально опасным для человека, товарам для личных и бытовых нужд, пищевым продуктам, пищевым добавкам, продовольственному сырью, а также контактирующим с ними материалам и изделиям, новым технологиям производства — влечет предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере от 10 до 15 МРОТ на индивидуальных предпринимателей, должностных лиц — от 20 до 30 МРОТ, на юридических лиц — от 200 до 300 МРОТ; 3) нарушение санитарно-эпидемиологических требований к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху в городских и сельских поселениях, воздуху в местах постоянного или временного пребывания человека, почве, содержанию территорий городских, сельских поселений и промышленных площадок, сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления, а также планировке и застройке городских и сельских поселений — влечет предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере от 10 до 15 МРОТ на индивидуальных предпринимателей, должностных лиц — от 20 до 30 МРОТ, на юри дических лиц — от 200 до 300 МРОТ; 4) нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям труда, воспитания и обучения, работы с источника ми физических факторов воздействия на человека, работы с биологическими веществами, биологическими и микробиологическими организмами и их тйксинами — влечет предупреждение или наложение штрафа на индивидуальных предпринимателей, должностных лиц в размере от 20 до 30 МРОТ, на юридических лиц — от 200 до 300 МРОТ; 5) невыполнение санитарно-противоэпидемиологических (про филактических) мероприятий — влечет предупреждение или наложение штрафа на индивидуальных предпринимателей. должностных лиц в размере от 30 до 40 МРОТ, на юридических лиц — от 300 до 400 МРОТ.

Читать еще:  Налоговый вычет для пенсионеров в 2019 году - правила начисления

Административные взыскания за нарушение санитарного законодательства налагаются постановлениями должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в соответствии с полномочиями, предусмотренными ст. 51 Федерального закона от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О санитарноэпидемиологическом благополучии населения».

Постановление о наложении штрафа на юридическое лицо подлежит исполнению юридическим лицом, совершившим нарушение санитарного законодательства, не позднее чем через 15 дней со дня вручения ему постановления о наложении штрафа, в случае обжалования или опротестования такого постановления — не позднее чем через 15 дней со дня уведомления в письменной форме об оставлении жалобы или протеста без удовлетворения. По истечении указанных сроков и при отказе от добровольного исполнения постановления о наложении штрафа принудительное исполнение указанного постановления осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица вследствие нарушения санитарного законодательства, подлежит возмещению индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, причинившими вред, в полном объеме в соответствии с федеральным законодательством.

>Ответственность за нарушение законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей В соответствии со ст. 55, 57 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» за нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Дисциплинарная ответственность представляет собой последствие неисполнения или ненадлежащего исполнения трудовых обязанностей работником, т.е. несоблюдения им трудовой дисциплины. К дисциплинарной ответственности за нарушение санитарного законодательства уполномочен привлекать работодатель. За нарушение санитарного законодательства работодатель имеет право применить дисциплинарные взыскания в виде замечания, выговора, увольнения.
Гражданско-правовая ответственность устанавливается за вред, причиненный личности, имуществу гражданина, а также имуществу юридического лица вследствие нарушения санитарного законодательства. Вред подлежит возмещению в полном объеме в соответствии с законодательством РФ.
Возмещение вреда здоровью граждан производится исходя из:
• затрат на лечение и восстановление здоровья граждан;
• расходов социального обеспечения и др.
Возможно возмещение и морального вреда. При определении размеров компенсации морального вреда учитывается степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства, а также степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Административная ответственность за нарушение санитарного законодательства установлена Кодексом об административных правовых нарушениях РФ.
В главе 6 КоАП РФ сформулировано несколько составов административных правонарушений. К ним относятся:
• нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий (ст. 6.3 КоАП РФ);
• нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта (ст. 6.4 КоАП РФ)
• нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению (ст. 6.5 КоАП РФ);
• нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения (ст. 6.6 КоАП РФ).
Административная ответственность за нарушение санитарного законодательства предусмотрена и в других статьях КоАП РФ (ст. 6.7, 7.2, 7.8, 8.2, 8.5, 8.6, 8.21, 8.31, 10.1, 10.8, 10.12, 10.14).
Административная ответственность за нарушение санитарного законодательства предусматривает вынесение предупреждения либо наложение административного штрафа в размере от 100 до 2000 рублей (для граждан), административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток или наложение штрафа в размере от 5000 до 100 тыс. рублей (для юридических лиц).
Уголовная ответственность за нарушение санитарного законодательства предусмотрена ст. 236 Уголовного кодекса РФ.
Так, за нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей, применяется один из следующих видов наказаний:
• штраф в размере до 80 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 мес;
• лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет;
• обязательные работы на срок 180 ч;
• исправительные работы на срок до 1 года;
• ограничение свободы на срок до 3 лет.
То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается обязательными работами на срок от 180 до 240 ч, либо исправительными работами на срок от 6 мес до 2 лет, либо ограничением свободы на срок до 5 лет, либо лишением свободы на тот же срок.
Также уголовная ответственность за нарушение санитарного законодательства предусмотрена в следующих статьях Уголовного кодекса РФ:
• ст. 238 «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности» — в части сбыта товаров и продукции, выполнения работ или оказания услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей;
• ст. 246 «Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ» — в части нарушения санитарных правил при производстве строительных и других работ;
• ст. 247 «Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов» — в части нарушения правил обращения с бактериологическими (биологическими) веществами, токсичными промышленными и другими отходами;
• ст. 248 «Нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами» — в части нарушения правил по безопасности работе микроорганизмами и т.д.;
• ст. 254 «Порча земли» — в части нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами и др.
За данные виды преступлений, в зависимости от состава и отягчающих обстоятельств, предусмотрены следующие виды уголовной ответственности:
• штраф в размере до 500 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет;
• лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет;
• ограничение свободы на срок до 3 лет;
• лишение свободы до 10 лет (возможно со штрафом или с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на соответствующий срок);
• обязательные работы на срок от 120 до 240 ч;
• исправительные работы на срок до 2 лет.

Ответственность за нарушение законодательства в сфере защиты прав потребителей

В соответствии со ст. 43 Закона РФ «О защите прав потребителей» за нарушение прав потребителей, установленных законами и иными нормативными правовыми актами РФ, продавец (исполнитель, изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность.
Общие положения о гражданско-правовой ответственности за нарушение прав потребителей установлены ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей».
Так, продавец (изготовитель, исполнитель) за допущенное нарушение прав потребителя несет следующую ответственность:
• уплату неустойки (пени);
• возмещение убытков потребителя в полном объеме;
• исполнение обязательства перед потребителем, даже после возмещения ему всех убытков.
Также возможно возмещение морального вреда, причиненного вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) законодательства в сфере защиты прав потребителя.
Административная ответственность за нарушение прав потребителей установлена Кодексом об административных правонарушениях РФ.
Согласно ч. 1 ст. 14,4 КоАП РФ, продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям стандартов, техническим условиям или образцам по качеству, комплектности или упаковке, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере 1000-1500 рублей; на юридических лиц — 20—30 тыс. рублей.
В соответствии со ст. 14.7 КоАП РФ, обман потребителей влечет наложение административного штрафа на граждан и на должностных лиц в размере от 1000 до 2000 рублен; на юридических лиц — от 10 до 20 тыс. рублей.
Административная ответственность за нарушение санитарного законодательства предусмотрена и в других статьях КоАП РФ (статьи 14.1, 14.2, 14.5-14.7, 14.15, 14.16, 19.5. 19.14).
Уголовная ответственность за нарушение законодательства в сфере защиты прав потребителей предусмотрена ст. 238 УК РФ.
Так, производство, хранение или перевозка в целях сбыта либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, а также неправомерные выдача или использование официального документа, удостоверяющего соответствие указанных товаров, работ или услуг требованиям безопасности, наказываются:
• штрафом в размере до 500 тыс. рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет;
• ограничением свободы на срок до 3 лет:
• лишением свободы на срок до 10 лет (со штрафом в размере до 500 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет либо без такового).
Также за нарушения законодательства в сфере защиты прав потребителей предусмотрена уголовная ответственность и в других статьях УК РФ (ст. 171.1; ч. 1 ст. 180).
Эффективность проведения комплекса мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия, а также защита прав потребителей на потребительском рынке во многом зависят от тесного взаимодействия Роспотребнадзора с органами управления здравоохранением субъектов РФ. Это взаимодействие достигается путём разработки и реализации региональных комплексных программ по охране здоровья населения, межведомственных планов мероприятий по профилактике инфекционных заболеваний, совместной подготовкой приказов и иных документов, обсуждения актуальных вопросов на совместных коллегиях, совещаниях, семинарах, конференциях и т.д.
О.П. Щепин, В.А. Медик

Читать еще:  Пособие по уходу за инвалидом: условия получения, оформление

Виды ответственности за санитарные правонарушения. Обжалование действий должностных лиц

Ответственность за нарушение санитарного законодательства предусматривается ст. 27—31 закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Санитарным правонарушением признается посягающее на права граждан и интересы общества противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) деяние (действие или бездействие), связанное с несоблюдением санитарного законодательства, в том числе действую­щих санитарных правил, невыполнением гигиенических, противоэпидемических мероприятий, заключений, постановлений, распоряжений и предписаний должностных лиц органов и учреждений госсанэпидслужбы. Должностные лица и граждане, допустившие санитарное правонарушение, могут быть привлечены к дисципли­нарной, административной или уголовной ответственности.

Дисциплинарная ответственность подразумевает наложение на должностных лиц и работников предпри­ятий дисциплинарных взысканий, предусмотренных законодательством России, вплоть до отстранения от рабо­ты, освобождения от занимаемой должности и увольнения. Руководители предприятий и организаций обязаны налагать дисциплинарные взыскания на должностных лиц и работников, совершивших санитарное правонару­шение, по представлению главного государственного санитарного врача или его заместителя.

В порядке административной ответственности за совершение санитарного правонарушения к должност­ным лицам и гражданам могут быть применены административные взыскания в виде предупреждения и штрафа. Штраф налагается постановлением главного государственного санитарного врача или его заместителя в разме­ре: на должностных лиц — не более суммы трехмесячного дохода; на работающих граждан — не более суммы месячного дохода.

Уголовная ответственность наступает за совершение санитарных правонарушений, повлекших или могу­щих повлечь за собой возникновение массовых заболеваний, отравлений и смерть людей, Должностные лица и граждане подлежат уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Предприятия и организации несут экономическую ответственность за нарушение санитарного законода­тельства. Предприятия, допустившие загрязнение окружающей среды, выпуск (или) реализацию продукции, употребление (использование) которой привело к возникновению массовых инфекционных или неинфекцион­ных заболеваний или отравлений людей, по постановлению главного государственного санитарного врача или его заместителя обязаны: уплатить штраф в доход местного бюджета; возместить затраты лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений на оказание медицинской помощи больным, проведение гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

Порядок обжалования постановлений должностных лиц госсанэпидслужбы о наложении административных взысканий изложен в «Инструкции о порядке привлечения должностных лиц, граждан к административной от­ветственности и наложения штрафов на юридических лиц за санитарные правонарушения» (утверждена прика­зом Госкомсанэпиднадзора РФ от 07.07.93 г., № 61).

Постановление главного государственного санитарного врача (или его заместителя) о наложении штрафа может быть обжаловано у вышестоящего главного государственного санитарного врача (или у его заместителя) или в районном (городском) суде, решение которого является окончательным.

Постановление о наложении предупреждения может быть обжаловано у вышестоящего главного государст­венного санитарного врача или его заместителя, после чего жалоба может быть подана в районный (городской) суд, решение которого является окончательным. Жалоба может быть подана в течение 10 дней с момента выне­сения постановления и рассматривается вышестоящим главным государственным санитарным врачом в 10-дневный срок со дня ее поступления.

Последовательность мер административного воздействия при санитарных правонарушениях

Применение мер административного воздействия осуществляется в соответствии с «Инструкцией о порядке привлечения должностных лиц, граждан к административной ответственности и наложения штрафов на юриди­ческих лиц за санитарные правонарушения». Процесс привлечения к административной ответственности вклю­чает следующие этапы.

1. Констатация факта нарушения действующей санитарно-правовой нормы или невыполнения в установлен­ный срок полученного распоряжения санитарного врача (врача-эпидемиолога) по конкретному вопросу, имею­щему санитарно-противоэпидемическое значение.

2. Выявление ответственных лиц и установление их виновности в данном случае.

3. Возбуждение дела о санитарном правонарушении (начинается с составления протокола). Основанием для этого могут служить факты санитарного обследования, докладные, протоколы лабораторно-инструментальных исследований и другие документы. Протокол о санитарном правонарушении может быть составлен должност­ными лицами, осуществляющими госсанэпиднадзор. Протокол подписывается лицом, его составившим, и ли­цом, совершившим административное правонарушение.

4. Рассмотрение дела (при этом могут участвовать лица, привлекаемые к ответственности, должностные ли­ца, адвокат, свидетели, эксперты и др.). Решение по протоколу о санитарном нарушении, наложению штрафа и др. может приниматься главным врачом центра ГСЭН (главным государственным санитарным врачом или его заместителем). Более ответственные дела могут быть переданы в административные комиссии, органы внутрен­них дел, прокуратуру, арбитраж и др.

Рассмотрев дело о санитарном правонарушении, главный государственный санитарный врач или его замес­титель выносит постановление о наложении административного взыскания. Применяются меры администра­тивного воздействия в виде предупреждения или штрафа. В соответствии с п. 3 ст. 29 закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» устанавливаются следующие размеры штрафа: на должностных лиц — не более суммы трехмесячного дохода, на работающих граждан — не более суммы месячного дохода. Выбор меры определяется составом правонарушения, совокупностью смягчающих вину обстоятельств, выяв­ленных в ходе рассмотрения дела.

Обжалование решения. Постановление о наложении административного взыскания может быть обжаловано у вышестоящего главного государственного санитарного врача или в суде, решение которого является оконча­тельным. Жалоба подается в течение 10 дней после вынесения постановления.

Исполнение постановления. Постановление подлежит исполнению с момента его вынесения (при обжалова­нии вступает в силу в случае оставления жалобы без удовлетворения). Штраф должен быть уплачен нарушите­лем не позднее чем через 15 дней со дня вручения ему соответствующего постановления. В случае неуплаты штрафа в указанный срок постановление об удержании суммы штрафа в принудительном порядке направляется по месту постоянной работы нарушителя. Постановление о наложении административного взыскания должно быть исполнено в течение 3 месяцев со дня вынесения.

Вишняков Н. И. (ред.). Экспертиза нетрудоспособности в здравоохранении: Учебно-методическое пособие. — СПб, 2002

Лучкевич В. С., Поляков И. В. Основы медицинского страхования в России. СПб. 1999, 88 с

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector