Налоговые льготы — определение, разновидности, функции

Виды налоговых льгот: понятие и примеры

Поощрительная (стимулирующая) подфункция налогов проявляется в первую очередь через налоговые льготы, ко­торые позволяют создать благоприятный налоговый режим для отдельных категорий физических лиц и организаций.

Льготирование налогоплательщиков и плательщиков сбо­ров является одним из важнейших методов осуществления на­логовой политики.

При установлении налоговых льгот налогооблагающие субъекты в первую очередь исходят из необхо­димости:

— соблюдения справедливости при перераспределении фи­нансовых средств;

— улучшения материального положения отдельных кате­горий физических лиц;

— повышения финансовой устойчивости отдельных кате­горий организаций;

— стимулирования определённых видов деятельности и производств;

— создания благоприятного инвестиционного климата в государстве или на отдельных территориях.

Льготами по налогам и сборам признаются предостав­ляемые отдельным категориям налогоплательщиков и пла­тельщиков сборов предусмотренные налоговым законодатель­ством преимущества по сравнению с другими налогоплатель­щиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор вовсе, уплачивать его в меньшем размере либо в более поздний срок.

Фактически налоговая льгота является дополнительным правом, предоставляемым налогоплательщику при наличии определённых условий. Как правило, налогоплательщик са­мостоятельно решает, следует ли ему воспользоваться нало­говой льготой или нет. В силу этого налогоплательщик вполне может отказаться от её использования либо приостановить использование на один или несколько налоговых периодов. Однако в случае принятия положительного решения налого­плательщик должен ещё обосновать свое право на налоговую льготу, т. е. доказать наличие у него соответствующих осно­ваний её применения.

Нормы налогового законодательства, определяющие осно­вания, порядок и условия применения льгот по налогам и сбо­рам, не могут носить индивидуального характера (ст. 56 НК РФ).

В зависимости от того, изменение каких элементов нало­гообложения предполагает та или иная налоговая льгота, и с учетом характера этих изменений, можно выделить следую­щие их виды:

— понижение ставки налога;

— освобождение от уплаты налога;

изменение срока уплаты налога;

— реструктуризация задолженности по налогам, пени и штрафам.

Изъятие — это разновидность налоговых льгот, дающих право налогоплательщику исключать из налогооблагаемой базы (освобождать от налогообложения) отдельные её части.

Скидка предоставляет налогоплательщику право умень­шения налогооблагаемой базы на сумму определённых выче­тов.

Понижение ставки налога, как льгота дает возможность уплачивать налог (сбор) по ставкам меньшим, чем те, которые установлены в общем порядке.

Освобождение от уплаты налога (налоговая привилегия) предусматривает полный или частичный отказ налогообла-гающего субъекта от налоговых притязаний в отношении от­дельных категорий налогоплательщиков в течение определён­ного срока или бессрочно.

Изменение срока уплаты налога — льгота, позволяющая уплачивать налоги в более поздние сроки.

Реструктуризация задолженности по налогам, пени и штрафам предоставляет налогоплательщикам возможность отсрочки исполнения обязанностей по уплате недоимок, пе­ней и штрафов за нарушения законодательства о налогах и сборах.

По основаниям налоговые льготы подразделяются на предоставляемые:

— в силу положений законодательства о налогах и сборах;

— на основании решения уполномоченного органа.

Для получения налоговых льгот первого вида достаточ­но иметь основания, предусмотренные законодательством о налогах и сборах. Для получения же права на использование налоговых льгот второго вида, помимо оснований, предусмот­ренных законодательством о налогах и сборах, дополнитель­но требуется ещё соответствующее решение уполномоченно­го органа. Например, изменение сроков уплаты федеральных налогов и сборов осуществляется на основании решений фе­дерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Наряду с льготами, предоставляемыми отдельным катего­риям налогоплательщиков, налогооблагающие субъекты мо­гут устанавливать на территории государства или части его территории льготные режимы для всех налогоплательщиков или для тех из них, которые являются нерезидентами. Такие государства и территории именуются как зоны льготного налогообложения или иначе — оффшоры.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Понятие налоговой льготы. Виды налоговых льгот

налоговый льгота социальный

Налоговые льготы — полное или частичное освобождение от уплаты налога, предоставленное налоговым законодательством при наличии объекта налогообложения, а также иное смягчение налогового бремени для налогоплательщика.

Налоговые льготы — важнейший элемент любого налога, имеющий исключительный характер. Цель налоговых льгот — сокращение налогового обязательства налогоплательщика, реже — отсрочка и рассрочка платежа, что, в конечном счете, косвенно также приводит к сокращению налоговых обязательств .Существует классификация налоговых льгот. В зависимости от элемента структуры налога (предмета (объекта) налогообложения, налоговой базы или окладной суммы), на изменение которого направлена льгота, налоговые льготы делятся на три группы: налоговые изъятия, налоговые скидки и налоговые кредиты.

Изъятия — это налоговая льгота, направленная на выведение из-под налогообложения отдельных предметов (объектов) налогообложения.

В отношении налогов на прибыль и доходы изъятия выражаются в том, что прибыль или доход, полученный плательщиком от определенных видов деятельности, изымается из состава налогооблагаемой прибыли (дохода), т.е. не подлежит налогообложению. Изъятия могут быть постоянными или предоставляться на ограниченный срок. Изъятия могут предоставляться как всем плательщикам налога, так и отдельной их категории.

Скидки — это льготы, которые направлены на сокращение налоговой базы.

В отношении налогов на прибыль и доходы скидки связаны не с доходами, а с расходами налогоплательщика. Плательщик имеет право уменьшить прибыль, подлежащую налогообложению, на сумму произведенных им расходов на цели, поощряемые обществом и государством: перечисления в благотворительные фонды, учреждениям образования, здравоохранения. Под освобождениями понимают льготы, направленные на уменьшение налоговой ставки или окладной суммы. Освобождения — это прямое сокращение налогового обязательства налогоплательщика. Освобождения более чем другие виды льгот способны учитывать имущественное положение налогоплательщика. Освобождения от уплаты налога можно разделить на виды по формам предоставления льготы: (снижение ставки налога; сокращение окладной суммы (валового налога)).

Отсрочка или рассрочка уплаты налога — это форма изменения срока уплаты налога, установленного законом. Налоговый кредит — форма изменения срока уплаты налога. Кредит может предоставляться на срок до одного года. Инвестиционный налоговый кредит. Эта льгота состоит в предоставлении организациям, инвестирующим средства на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, техническое перевооружение производства, создание новых технологий. Инвестиционный налоговый кредит предоставляется на срок от одного года до пяти лет.

Целевой налоговый кредит — это замена уплаты налога (части налога) в денежном выражении натуральным исполнением. Вместо внесения в бюджет денежной суммы налогоплательщик в счет уплаты налога поставляет в пользу бюджетных учреждений свою продукцию, оказывает им услуги.

В зависимости от субъектов и элементов налогового производства налоговые льготы делятся на четыре группы, предоставляемые: по объекту (изъятия, скидки); по ставкам (понижение ставки); по срокам уплаты (отсрочка уплаты, налоговый кредит); по отдельным субъектам (комбинация из перечисленных льгот, налоговые каникулы). Предусмотрены основные виды льгот: необлагаемый минимум объекта налогообложения; изъятие из обложения определенных элементов объекта налогообложения; освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий налогоплательщиков; понижение налоговых ставок; целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочки взимания налогов), прочие налоговые льготы. Прочие льготы предусмотрены в законах о конкретных налогах.

20. Налоговые льготы, их виды и назначение. Условия применения налоговых льгот.

Налоговая льгота — преимущество, предоставляемое государством либо местным самоуправлением определённой категории налогоплательщиков, ставящее их в более выгодное положение в сравнении с остальными налогоплательщиками. Налоговые льготы являются одним из элементов налоговой политики и преследуют социальные и экономические цели.

Виды налоговых льгот:

Изъятия — это налоговые льготы, выводящие из-под налогообложения отдельные предметы (объекты) налогообложения. Изъятия могут предоставляться:

Читать еще:  Что такое закладная в банке - ее ценность и значение

• на постоянной основе и на ограниченный срок;

• как всем плательщикам налога, так и какой-то отдельной их категории, например, не подлежат обложению налогом с продаж операции по реализации хлеба и хлебобулочных изделий, молока, детской одежды и обуви, лекарств и т.д.

Скидки — это льготы, сокращающие налоговую базу. Они подразделяются на:

• лимитированные скидки (размер скидок ограничен) и нелимитированные скидки (налоговая база может быть уменьшена на всю сумму расходов налогоплательщика); • общие скидки (ими пользуются все плательщики, например, имущественные налоговые вычеты для всех плательщиков налога на доходы физических лиц) и специальные скидки (действующие для отдельных категорий субъектов, например, 3000 руб. для инвалидов ВОВ при исчислении того же налога).

Налоговые кредиты — это льготы, уменьшающие налоговую ставку или налоговый оклад.

Существуют следующие формы предоставления налоговых кредитов:

• снижение ставки налога;

• вычет из налогового оклада (валового налога);

• отсрочка или рассрочка уплаченного налога;

• возврат ранее уплаченного налога, части налога (налоговая амнистия);

• зачет ранее уплаченного налога;

• целевой (инвестиционный) налоговый кредит. Сокращение налогового оклада (валового налога) может быть как частичным, так и полным, на определенное время и бессрочно. Полное освобождение от уплаты налога на определенный период называется налоговыми каникулами.

Условия применения налоговых льгот.

В соответствии со статьей 1 Кодекса законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 21 Кодекса налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

Предоставление налоговых льгот нормативными актами, не относящимися к актам законодательства о налогах и сборах, нарушает принцип всеобщности налогообложения. Изменение режима налогообложения возможно лишь путем внесения изменений и дополнений в законодательный акт по конкретному налогу.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 31.07.1998 № 147-ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» федеральные законы и иные нормативные правовые акты действуют в части, не противоречащей части первой Кодекса, и подлежат приведению в соответствие с ней.

Различия между нормативными правовыми актами определяются, в том числе, предметом регулирования соответствующих отношений. Однако, учитывая переходные положения, вопрос о содержании понятия «законодательство о налогах и сборах» оставался открытым.

Поскольку определение места расположения правовой нормы находится в компетенции законодателя, то в этих условиях в соответствии со статьей 15 Конституции РФ судебная практика признавала действенность норм о льготах, содержащихся в любых законах. С введением в действие налогов, установленных на основе Кодекса, льготы, предусмотренные иными законодательными актами, применению не подлежат.

Функции и роль налоговых льгот

Принципы построения налоговой системы

Доходность государственного бюджета формируется благодаря системе налогообложения. Государственная власть выполняет функции по управлению и защите территории страны. Ее функции исключают возможности коммерческой деятельности, которая может обеспечить нужды государственного аппарата. Поэтому со времени появления первых государственных форм существует система налогообложения. Она подразумевает обязательную уплату гражданином в пользу властвующего субъекта части своего имущества. На ранних этапах взимание проходило насильственно и беспорядочно. В современном мире уплата проводится согласно законодательству, но в обязательном порядке.

Сборы и налоги представляют собой инструменты получения денежных поступлений от налогоплательщиков. Они схожи по своей экономической природе. Однако, сбор предоставляет его плательщику определенные преференции.

Налоговая система помогает государству влиять на экономику страны. Налоговая система призвана выполнять следующие функции:

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  • обеспечивать формирование и доходность государственной казны;
  • контролировать процедуры взимания налогов и сборов;
  • стимулировать производственную, предпринимательскую и коммерческую деятельность;
  • создавать условия для социальной защищенности определенных категорий граждан;
  • перераспределять финансовые средства между сферами экономики, а так же между различными слоями населения.

При реформировании и оптимизации налоговой системы, государству необходимо следовать принципам построения идеальной системы. Так, установление налогов должно иметь справедливый характер и способствовать равномерному их распределению между плательщиками. Методы исчисления и уплаты обязаны быть удобными и понятными, а срок выплат определен. Затраты на сборы соизмеримы суммам по платежам.

Грамотно построенная налоговая система позволяет не только решать вопросы достаточности финансирования бюджета, но и дает возможность развивать общественные, социальные и экономические процессы внутри страны.

Понятие и виды налоговых льгот

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Инструментом государственного влияния на экономику является налоговая льгота, которая предоставляет плательщикам особые налоговые преимущества. Надо понимать, что использование льгот ведет к снижению доходов государственной казны. Государству необходимо разработать такой механизм применения льгот, который позволит компенсировать текущие потери бюджета будущими доходами от стимулирования экономических процессов в обществе.

Для российской действительности характерно применение следующих форм налоговых льгот:

  1. Выведение из-под налогообложения части объекта называется изъятием. Под объектом может пониматься, как имущество, так и доход. Этот вид налоговых льгот формирует такое понятие, как необлагаемый налоговый минимум. Изъятие может применяться относительно отдельных категорий граждан на постоянной или срочной основе.
  2. Уменьшение расчетной налоговой базы называется скидкой. Так, для предприятий, занимающихся общественно – полезной деятельностью, стимулируемой государством, может применяться скидка при расчете налога на прибыль. Скидки могут быть лимитированными, то есть существуют ограничения по снижению налоговой базы. Нелимитированные скидки позволяют снизить расчетную базу на всю величину расходов плательщика.
  3. Уменьшение налоговой ставки или окладной суммы налога называется освобождением. Понижение ставки может происходить при совершении обязательных условий, обозначенных государством. К освобождению относят различные системы по переносу срока платежа. Рассрочка и отсрочка позволяют перенести дату выплаты на шесть месяцев. Налоговый кредит выполняет ту же функцию, но сроком до двенадцати месяцев. Сюда же можно отнести зачет ранее уплаченных сумм. Они могут быть возвращены плательщику, либо могут быть использованы для уплаты других налогов.

Роль и функции налоговых льгот

В настоящее время налоговая система призвана не только финансировать государственную власть, но и производить стимулирование бизнес – активности. Инструмент налоговых льгот широко применяется в практике различных стран. Так для крупных корпорации в Канаде и США предусмотрены серьезные льготы по налогам, при условии, что они осуществляют благотворительную, научно – исследовательскую, либо опытно – конструкторскую деятельность.

В странах Европы льготы призывают к инвестированию в определенные регионы и отрасли народного хозяйства. В скандинавских странах применяются повышенные ставки по налогу на прибыль для организаций, осуществляющих свою деятельность в свободных экономических зонах. Относительно подоходных налогов в западных странах применяется практика индивидуального подхода к конкретному плательщику. Поступления от платежей физических лиц распределяются для решения социальных нужд общества.

В России льготы выполняют следующие функции:

  • стимулирование развития производства, отраслей экономики;
  • перераспределение денежных средств между регионами;
  • повышение инвестиционной привлекательности регионов;
  • развитие инфраструктуры;
  • решение социальных задач по повышению уровня жизни населения, уменьшению безработицы, защите малообеспеченных слоев населения.

Основная роль налоговых льгот – это стимулирование процессов в обществе. Для понимания их действенности необходимо проводить анализ эффективности применения льгот. Расчет эффективности позволит оптимизировать и модифицировать механизм предоставления льгот. Надо понимать, что налоговые преимущества одних плательщиков, ведут к повышению налогового бремени других плательщиков. Поэтому любые изменения в части их применения должны быть научно обоснованы.

Полная отмена льгот не является целесообразной. Через этот механизм государственная власть может регулировать и контролировать экономические изменения в хозяйственной деятельности страны. По сути налоговые льготы призваны повышать микро и макроэкономические показатели. Интересы государственной казны не должны превалировать над общей целью повышения экономического развития страны в целом.

Читать еще:  Переуступка права аренды земельного участка третьему лицу

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Функции налогов

Сущность и функции налогов

Сущность и внутреннее содержание налогов проявляются в их функциях, в той «работе», которую они выполняют. Различают следующие функции налогов (рис. 1):

Фискальная функция налогов

Фискальная функция вытекает из самой природы налогов. Она характерна для всех государств во все периоды их существования и развития. С помощью реализации данной функции на практике формируются государственные финансовые ресурсы и создаются материальные условия для функционирования государства. Основная задача выполнения фискальной функции — обеспечение устойчивой доходной базы бюджетов всех уровней. Фискальная функция, таким образом, является понятием более широким, чем функция обеспечения участия населения в формировании фонда финансирования общегосударственных потребностей.

Рис. 1. Функции налогов

Следует отметить, что во многих развитых странах налоговое бремя на физических лиц действительно выше, чем на юридических лиц, поскольку такое построение налоговой системы — это более сильный стимул для развития экономики. Снижение налогового бремени на юридические лица способствует увеличению их количества и росту производства, что обеспечивает рост числа занятых.

Однако реализация фискальной функции налогов имеет объективные и субъективные ограничения. При недостаточности налоговых поступлений и невозможности сокращения государственных расходов приходится прибегать к поиску других форм доходов. Прежде всего это обращение к внутренним и внешним государственным, региональным, местным займам. Размещение займов приводит к образованию государственного долга.

Однако обслуживание государственного долга за счет бюджета потребует повышения налогов в будущем (роста налоговых ставок, введения новых налогов). Вместе с тем рост налогового бремени вновь может столкнуться с непреодолимыми ограничениями, вызовет усиление недовольства налогоплательщиков и спад производства, что побудит к размещению новых займов. Возникнет опасность становления финансовой пирамиды, а значит, финансового краха. Отечественный опыт это ярко подтвердил: чрезмерные масштабы выпуска ГКО вызвали дефолт и девальвацию рубля в августе 1998 г., а финансовый кризис 2009 г. привел к спаду производства и соответственно к уменьшению поступления по налогу на прибыль организаций на 45% по сравнению с 2008 г.

Таким образом, доля средств, поступающих в бюджет за счет реализации фискальной функции налогов в период спада деловой активности, снижается, поскольку величина поступлений налогов в бюджет непосредственно зависит от величины доходов плательщиков.

Регулирующая функция налогов

Регулирующая функция имеет особое значение в современных условиях антикризисного регулирования, активного воздействия государства на экономические и социальные процессы. Данная функция связана во временном аспекте с распределением налоговых платежей между юридическими и физическими лицами, сферами и отраслями экономики, государством в целом и его территориальными образованиями. Данная функция позволяет регулировать доходы разных групп населения. Налоговое регулирование реализуется через систему льгот и систему налоговых платежей и сборов.

Цель применения налоговых льгот — сокращение размера налоговых обязательств плательщика. В зависимости оттого, на изменение какого элемента структуры налога направлены льготы, они могут подразделяться на изъятия, скидки, налоговый кредит.

Изъятия — это налоговая льгота, направленная на выведение из-под налогообложения отдельных объектов (например, необлагаемый минимум). Под скидками понимаются льготы, направленные на сокращение налоговой базы. В отношении налогов на прибыль (доходы) организаций скидки связаны не с доходами, а с расходами налогоплательщика, иными словами, плательщик имеет право уменьшить прибыль, подлежащую налогообложению, на сумму произведенных им расходов на цели, поощряемые государством. Налоговый кредит — это льгота, направляемая на уменьшение налоговой ставки или окладной суммы.

В зависимости от вида предоставляемой льготы налоговые кредиты принимают следующие формы:

  • снижение налоговой ставки;
  • сокращение окладной суммы (полное освобождение от уплаты налога на определенный период — возможность предусмотрена ст. 56 НК РФ — получило название налоговых каникул);
  • возврат ранее уплаченного налога или его части;
  • отсрочка и рассрочка уплаты налога, в том числе инвестиционный налоговый кредит;
  • зачет ранее уплаченного налога;
  • замена уплаты налога (части налога) натуральным исполнением.

Регулирующая функция направлена на регулирование финансово-хозяйственной деятельности производителей товаров и услуг через систему налоговых платежей и сборов, аккумулируемых государством и предназначенных для восстановления израсходованных ресурсов (прежде всего природных), а также для расширения степени их вовлечения в производство в целях достижения экономического роста. Эти отчисления имеют, как правило, четкую отраслевую направленность. К такого рода налогам и сборам правомерно отнести налог на пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, лесной налог, водный налог, экологический налог, налог на имущество, дорожный налог, транспортный налог, земельный налог.

Регулирующая функция налогов проявляется не только в сфере производства, но и через платежеспособность физических лиц — на рынке спроса и предложения на товары и услуги, в сфере обмена и потребления.

Социальная функция налогов

Социальная функция налогов тесно связана с фискальной и регулирующей функциями посредством условий взимания подоходного и поимущественного налогов. Налоги взимаются в большем размере с обеспеченных слоев населения, при этом значительная их доля должна в виде социальной помощи поступать к малоимущим слоям населения.

К числу конкретных механизмов реализации социальной функции налогов, предусмотренных частью второй НК РФ, относятся страховые платежи; кроме того, применительно к налогу на доходы физических лиц предусматриваются перечни: доходов, не подлежащих налогообложению; стандартных налоговых вычетов; профессиональных налоговых вычетов. Вместе с тем в ст. 224 НК РФ указан перечень доходов, по которым налог взимается по повышенным ставкам.

Значение социальной функции налогов резко возрастает в период экономических кризисов, когда большая часть населения нуждается в социальной защите.

На практике в российской налоговой системе социальная функция налогов, взимаемых с населения, реализуется не в полной мере. Это прежде всего связано с несовершенством налогового законодательства.

Наряду с названными основными функциями налогов в экономической литературе упоминаются и другие, дополнительные их функции:

  • функция ограничения экономически необоснованного роста прибыли монопольных производителей на рынке товаров и услуг, а также социально неоправданных доходов граждан;
  • антиинфляционная функция — ограничение роста цен и доходов при поддержании сбалансированности стоимости ВВП и поступающих в распоряжение государства и предприятий финансовых ресурсов, используемых на потребление и накопление.

Контрольная функция налогов

Контрольная функция создает предпосылки для соблюдения стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов разных субъектов экономики. Благодаря ей оценивается эффективность каждого налогового канала и «налогового пресса» в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и налоговую политику.

Следует отметить, что контрольную функцию налогов было бы неверно отождествлять с налоговым контролем (ст. 82 Н К РФ), осуществляемым налоговыми и таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов. Задача перечисленных ведомств — контроль за соблюдением налогового законодательства посредством налоговых проверок в разных формах.

По нашему мнению, выполнение налогами данных функций реализуется при осуществлении ими основных функций (фискальной, регулирующей, социальной, контрольной). Решающее значение будет иметь разработка системы налогообложения юридических и физических лиц, устанавливающей соотношение прямых и косвенных налогов на прибыль, доходы и имущество, налоговые ставки и механизмы их построения, порядок определения объекта налогообложения и предоставления льгот налогоплательщикам.

Теоретическое определение функций еще не означает, что именно в заданном направлении будет действовать принятая законом налоговая система. Функциональную емкость системы налогообложения, принимаемой законом конкретной страны, задается не только теорией, но и практикой. Степень практического использования налогового потенциала определяет роль налогов в сложившейся экономической и финансовой системах. Таким образом, сущность налога едина, но практические формы се воплощения различаются в зависимости от специфики проводимой экономической политики, типа государства, его задач и целей взимания налога.

Читать еще:  Список бесплатных лекарств для детей до 3 лет на 2019 год

Налоговые льготы: виды и способы их применения

Согласно НК РФ граждане обязаны своевременно перечислять определенное количество денег в казну. В зависимости от контекста сумма отчислений бывает достаточно обременительной. Однако ряд статей кодекса предусматривает послабления, представляющие собой налоговые льготы. Виды и способы их применения обусловлены категорией плательщика и объектом воздействия. О потенциальных возможностях использования бонусов налоговой системы — далее.

Налоговые льготы: виды и способы их применения

Сущность льгот

Льготы — изящный реверанс государства в сторону налогоплательщиков, дающий возможность улучшить их финансовое состояние.

Привилегии, которыми наделяются некоторые категории субъектов, представляют собой возможность уменьшения суммы налога к уплате. Льгота не предоставляется отдельной компании или физлицу. Подобные уступки задействуют лишь к группе налогоплательщиков, соответствующих прописанным критериям.

Льготы не принадлежат к обязательным составляющим механизма налогообложения. Они применяются по желанию субъекта. Разрешено как воспользоваться законным преимуществом, так и отказаться от него.

Классификация льгот

Льготы разрабатываются на нескольких уровнях.

Таблица 1. Трехступенчатая система, позволяющая учесть интересы всех категорий налогоплательщиков

Отменять действие льгот имеют право те же органы, которые их внедрили.

Особенности льгот, установленных НК РФ:

  • распространяются на всю территорию России. Дублировать их в актах, издаваемых субъектами РФ или муниципальными органами, нет необходимости;
  • не подлежат изменениям, которые исходят от региональных или местных представителей.

Льготы классифицируются по нескольким категориям:

К ним также можно отнести налоговый кредит.

Вектор направленности льгот определяет специфику их использования

Изъятия — привилегия, дающая возможность вывести из-под налогообложения определенные объекты.

Это объединение льгот встречается в следующих ипостасях:

  • постоянные;
  • «точечные», действующие определенный промежуток времени;
  • относящиеся ко всем налогоплательщикам;
  • задействованные к одной категории лиц.

Основное отличие изъятий от других разновидностей льгот — воздействие исключительно на налогооблагаемый предмет.

Таблица 2. Примеры изъятий

Полный перечень изъятий находится в НК РФ.

Они являются важнейшей составляющей политики государства благодаря ярко выраженной общественной направленности. Скидка — изменение налоговой базы и, соответственно, суммы налога к уплате, в сторону уменьшения. В некоторых ситуациях скидки или вычеты, которые так же относятся к этой категории, предполагают 100% снятие обязательств от перевода средств в казну.

Что касается налогообложения прибыли, в этом контексте скидки не привязываются к доходам, а применяются к расходам, понесенным субъектом. Налогоплательщик наделен правом урезать налогооблагаемый доход на сумму понесенных издержек. Однако не каждая трата является основанием для применения льготы. Привилегия относится к затратам, осуществляемым с благими намерениями, как, например, перевод денежных средств в благотворительные фонды или финансирование природоохранных компаний.

В зависимости от накладываемых НК РФ ограничений, скидки делятся на 2 категории:

  • лимитированные — величина которых ограничена;
  • безлимитные — допускается уменьшение налоговой базы на всю сумму осуществленных затрат.

По аналогии с изъятиями скидки бывают универсальными, т.е. доступными для всех категорий субъектов, или специальными, разработанными для определенных групп. Лидируют в рейтинге самых распространенных налогов по применению скидок следующие:

  • на доходы физлиц;
  • на прибыль компаний.

При вычислении налоговой базы по НДФЛ прибыль физлиц, облагаемая по ставке 13%, сокращается на размер предоставляемых вычетов. Доходы, к которым применяются ставки 9, 15, 30 и 35%, не принадлежат к объектам, влияющим на уменьшение НБ.

К таким доходам относятся следующие:

  • дивиденды;
  • доходы субъектов, не принадлежащих к категории налоговых резидентов РФ;
  • выигрыши как материальные, так и в натуральной форме, стоимость которых превышает 4 000 рублей;

Также к подобным доходам можно отнести прибыль, полученную от экономии на процентах при использовании вычета для получения кредита.

Вычет — одна из самых популярных разновидностей льгот

Таблица 3. Разновидности вычетов

Вычеты оформляются по окончанию налогового периода. Средства поступают на счет заявителя после проведения проверки предоставленной декларации и утверждения заявленной суммы ИФНС или после предоставления необходимых бумаг налоговому агенту. Временной отрезок по оформлению имущественного вычета пролонгирован. Если на протяжении календарного года скидка не была полностью использована, допускается перенос остатка на следующие 3 года.

Освобождения

Освобождение — льгота, влияющая на налоговую ставку или окладную сумму.

По сравнению с другими привилегиями, освобождения наиболее лояльны к налогоплательщику

В контексте использования налоговых освобождений часто встречается понятие окладная сумма. Под этим определением подразумевают валовый налог, являющийся результатом умножения определенного количества налогооблагаемых единиц на ставку.

Полное избавление от налогового бремени может предоставляться некоторым категориям налогоплательщиков, как на установленный срок, так и безлимитно. Как правило, к таким группам относятся пенсионеры, компании, осуществляющие деятельность на общественных началах, ветераны войны, лица с ограниченными возможностями.

Таблица 4. Формат предоставления льготы

Освобождение часто путают со списанием безнадежных налоговых долгов. Однако эти два понятия имеют абсолютно разную правовую аргументацию. Списание применяется как крайняя мера в случаях доказанной невозможности взыскания накопившегося долга. Освобождение — льгота, позволяющая существенно снизить сумму налога к перечислению.

Налоговый кредит

Под кредитом подразумевают изменение временных рамок уплаты налога. Согласно классификации НК РФ налоговый кредит расположен обособленно от налоговых льгот и рассматривается лишь в контексте временных рамок по уплате налога. Связанные с этим понятием отсрочка и рассрочка налогового платежа, также оторваны от определения как налоговых льгот, так и налогового кредита.

К одному из самых сложных звеньев в структуре льгот относится налоговый кредит

Учитывая выгоду, получаемую налогоплательщиком от его применения, налоговый кредит можно отнести к налоговым льготам. Разница между кредитом и рассрочкой либо отсрочкой заключается в небольших различиях между предоставляемым «отпуском». Последние разрешено использовать сроком до полугода, а кредит имеет больший период воздействия, растягиваясь до 12 месяцев. В части начисления процентов разницы между этими понятиями практически не существует. Исключение составляют следующие ситуации:

  • разрушения после стихийного бедствия;
  • убытки, понесенные субъектом вследствие технологической катастрофы;
  • перечисление средств за государственный заказ.

При подобных обстоятельствах проценты не начисляются.

Помимо налогового существуют 2 разновидности кредитов:

  1. Инвестиционный. Данный кредит дается сроком от 1 до 5 лет.Претендовать на подобную привилегию могут компании, которые вкладывают средства в следующие направления:
    1. выполнение исследовательских работ;
    2. перевооружение промышленных предприятий;
    3. генерирование новых технологий;
    4. осуществление важных работ, связанных с развитием субъектов РФ.
  2. Целевой. Обмен денежного выражения суммы налога либо его части на натуральный эквивалент. Наглядным примером может послужить внесение организацией производимой продукции в счет уплаты налога в пользу бюджетных компаний.

Рука об руку с налоговым кредитом идут понятия возврат и зачет ранее уплаченного налога:

  1. Возврат. Во время вывоза из РФ продукции, купленной с учетом налога на добавленную стоимость, сумма налога возвращается.
  2. Зачет. Размер налога на прибыль, перечисленный отечественной компанией в бюджет другого государства, засчитывается при оплате налога в РФ.

Последний вид часто применяется с целью предотвращения возникновения двойного налогообложения. Зачет можно сравнить с кредитом, разработанным для иностранных налогов.

Специальный налоговый режим не является прямой налоговой льготой, но по сути максимально к ней приближен

Налоговые льготы в России

Налоговые системы различных стран отличаются друг от друга прежде всего размером налоговых ставок. Одним из объединяющих факторов среди многообразия структур является применение налоговых льгот. Количество скидок, задействованных в США, например, превышает 100, в Германии и ряде европейских стран — около 80. В России этот показатель существенно ниже. Однако по содержанию они достаточно привлекательны для малоимущих слоев населения.

Самые распространенные льготы применяются в следующих ситуациях:

  • оплата земельного налога;
  • выплата НДС;
  • налог на прибыль компании;
  • услуги в области культуры;
  • перечисление денежных средств на благотворительность.

В ряде случаев при грамотном использовании налоговых льгот продуктивно работающая организация, демонстрирующая средний уровень рентабельности, может добиться полного освобождения от уплаты налогов.

Видео — Налоговые льготы с 1 января 2018 года

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector